Описание картины Сандро Боттичелли Портрет молодого человека - Сандро Боттичелли
Описание картины Сандро Боттичелли Портрет молодого человека

Описание картины Сандро Боттичелли Портрет молодого человека

Портрет неизвестного с медалью — Сандро Боттичелли. Около 1475. Доска, темпера. 57.5 x 44 см.

Представленная картина – уникальная по своему исполнению. Аналогичных работ эпохи Возрождения нет, и, скорее всего, это личная находка Сандро Боттичелли. Мы видим неизвестного юношу, который к груди прижимает внушительную медаль, изображающую профиль Козимо Медичи Старшего, основателя знаменитой европейской династии.

Однако при близком рассмотрении оригинала, можно заметить, что медаль изображена очень необычно. В доске, на которой изображён юноша, мастером была сделана круглая ниша, куда после была вставлена пастилья. Пастильей именуют особенную технику лепного рельефа, придуманную итальянцами. В этой технике была выполнена медаль из гипса, полностью повторяющая оригинал, и затем покрыта золотой краской. Только после этого она заняла место в композиции картины.

Изображение юноши также весьма необычно для периода Кватроченто. До Боттичелли портретируемого изображали в профиль, какой бы то ни было фон отсутствовал, чтобы не отвлекать от героя работы. Боттичелли и сам написал немало подобных портретов. Но здесь живописец позволил себе эксперимент. Он развернул героя картины фактически в анфас, а также добавил фон – зелёный пасторальный пейзаж.

Кого конкретно изобразил мастер, и кто являлся заказчиком портрета – ответы на эти вопросы до сих пор не найдены. Историки и искусствоведы лишь высказывают свои предположения, на основе художественного анализа. Высказываются гипотезы, что на картине изображён сам художник, так как есть внешние сходства с героем картины «Поклонение волхвов», а нам доподлинно известно, что там автор изобразил себя. Также есть версии, что раз на работе присутствует медаль, то и модель на картине имеет отношение к ней. Это могли быть авторы медали Микелоццо ди Бартоломео или Христофор ди Джеремия. А может это и брат художника Антонио, ведь известно, что он, будучи ювелиром, занимался изготовлением медалей Медичи.

История картины неизвестна вплоть до того момента, когда она попала в руки кардинала Карла Медичи. Тот, в свою очередь, завещал её галерее Уффици после своей смерти, которая настигла его в 1666 году. С тех пор таинственная картина не меняла «места прописки». Разве что она покинула экспозицию в 1991 году – «Портретом неизвестного с медалью» занялись реставраторы. После реставрационных работ она вернулась в галерею, где её можно увидеть и сегодня.

Картина «Портрет молодого человека» выполнен Сандро Боттичелли темперными и масляными красками на дереве ориентировочно в 1483 г.

Жанр – портрет.

На портрете анфас изображен молодой юноша с приятным мечтательным лицом, большими выразительными карими глазами. Обращает на себя внимание прямой и открытый взгляд. В нем нет ни тени сомнения, страха, смущения или раздражения. В полностью открытом лице сквозит свобода. Возникает впечатление, что портретируемый относится абсолютно спокойно к тому, что зритель будет его рассматривать и пытаться уловить каждое движение души, будь то мечта или разочарование. Возможно, в изображении даже присутствует некоторая намеренная демонстративность.

Прекрасно прорисованы брови, нос и пухлые, немного асимметричные губы.

Цвет глаз и волос, свободными волнами спускающихся на плечи, гармонирует с цветом туники. На голове красный берет.

Портретируемый представлен на темном фоне.

Изображение человека в анфас было очень необычным для итальянской живописи XV в. Обычно портретируемых рисовали в профиль или в три четверти. Другой особенностью портрета является попытка передать внутренний мир юноши, его переживания и тревоги. Зеркало души, конечно, глаза. Они живые, наполнены некоторым разочарованием и обидой. Дополняют это впечатление опущенные уголки плотно сомкнутого в каком-то упрямом порыве рта.

Замечательные светотеневой рисунок и насыщенные цвета делают контуры мягче и придают картине объем и глубину. Контуры насколько легкие, а краски – мягкие и реальные, что, кажется, вот-вот, и юноша оживет.

Изображение статично. Нет ни одной детали, которая бы стремилась передать движение, но в этом портрете оно, возможно, только бы мешало увидеть характер и внутреннее состояние молодого человека.

Работа хранится в Национальной галерее, Лондон.