Картину “Весна” написал итальянский художник Сандро Боттичелли в 1477-1482 годах.
Чистое понимание любви
Полотно находится в галереи Уффици, во Флоренции. Иначе оно именуется «Primavera». Боттичелли называют художником-романтиком. Он склонялся к образам любви, а не к героизму, свойственному остальным художникам Ренессанса.«Весна» считается одной из самых красивых картин Возрождения. Ей не свойственна монументальность, какая присуща работам других гениев той эпохи. Полотно скорее повествует, чем показывает какой-то статичный момент. Боттичелли любил женскую красоту. В картине «Primavera» она достигает своей высшей точки. Большинство личностей на картине – женского пола. Ни одна из девушек не похожа на другую, у каждой – свои, уникальные черты лица, свои предназначение и роль в повествовании этого шедевра.
В центре картины стоит Венера, рядом – Флора. Женщины на полотне кажутся поистине сотворенными богинями. Флора, в отличие от всех остальных персонажей, обращается к зрителю. Она спокойно смотрит на него, пока тот рассматривает цветы вокруг ног девушки. Это богиня природы, она принесла с собой цветение и радость. Все вокруг нее начинает жить. Боттичелли написал саму любовь в женском образе.
Одной из прототипов прекрасной дамы Боттичелли стала Симонетта из Генуи – женщина необычайной красоты. Она была замужем за племянником Америго Веспуччи и умерла от чахотки в довольно молодом возрасте.
Считается, что картина – иллюстрация к «Метаморфозам» Овидия. В своих стихах тот рассказывал историю богини Флоры, в которую влюбился бог ветра Зефир и заставил ее жениться на себе. Каждый персонаж на полотне что-то символизирует. Грации – дружбу, Флора – зарождение новой жизни, Меркурий – философские размышления. Сама по себе «Весна» – это поклонение любви. Любви божественной и земной одновременно.
«Primavera» – совершенно нетипичное для Ренессанса произведение искусства. Оно романтично.
Несмотря на то, что полотно довольно большое, «Весну» нельзя назвать монументальным шедевром. Она взывает к чувствам и молчаливому созерцанию. Это чистое понимание любви одного из гениев XV века.
Расцвет живописи Сандро Боттичелли пришелся на время, когда он сблизился с кружком гуманистов — поэтов, писателей, философов, художников — при дворе Медичи. Лоренцо Великолепный, правитель Флоренции, писал стихи и покровительствовал искусствам. Для виллы его кузена Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи и была заказана эта картина со сложным философско-поэтическим содержанием.
В «Весне» нашли отражение три неразрывных направления, в которых развивались искусство и философия флорентийских гуманистов: античный, христианский и куртуазный. Из античности здесь — персонажи и мотивы мифов. Справа Зефир, теплый западный ветер, похищает Хлориду, греческую нимфу полей и цветов, которая превращается, в изображенную тут же Флору — уже римскую богиню, осыпающую землю цветами. В левой части — три грации, олицетворяющие целомудрие, любовь и наслаждение. Меркурий, разгоняющий облака, стоя под сенью апельсиновых деревьев, отсылает воображение зрителя к мифу о Парисе и его выборе прекраснейшей из богинь, которой он как победительнице отдал яблоко. Эта богиня, Афродита, или, как ее называли древние римляне, Венера, мягко ступает по ковру из трав и цветов в центре картины. Над ее головой — Амур с луком, целящийся в одну из граций.
Христианская тема проявляется здесь в том, что главная героиня напоминает Мадонну, рука которой словно благословляет всех. В этой героине сквозит и культ «прекрасной дамы», вдохновительницы поэтов. Эти куртуазные настроения процветали в кружке Лоренцо Великолепного. Картина была написана вскоре после того, как умерла возлюбленная брата Лоренцо, Джулиано Медичи, прекрасная Симонетта Веспуччи. Венера напоминает ее лицом. На самого же Джулиано походит Меркурий, в котором узнается также святой Себастьян, христианский мученик.
Эта работа, в которой сошлись самые разные мотивы, знаменовала собой важный поворот к живописи, не подчиненной никаким канонам. В ней была видна уже только душа художника и его воля. Русский искусствовед Павел Муратов писал о Боттичелли: «Он первым встречал утренний туман нового и долгого дня в истории мира под единственным знаменем чистого искусства».
В картине «Весна» три неразрывных друг от друга направления нашли свое место. Это те направления, в стиле которых развивались наука, философия и искусство. Куртуазный, помпезный стиль, часто в таком стиле на то время изображались возлюбленные.
Античный стиль на картине представляют мотивы из мифов Древней Греции, а также и их персонажи. Христианский стиль представлен образом Мадонны, которая своей рукой будто бы благословляет всех.
Справа западный ветер – Зефир, который похищает греческую нимфу Хлориду, повелительницу полей и цветов. В левой части вы найдете три грации, которые своим присутствием олицетворяют целомудрие, наслаждение и любовь в единстве. Меркурий, погружает зрителя в воспоминания из мифов о Парисе, который отдал яблоко богине. У греков этой богиней была Афродита, а у римлян – Венера. На картине она нежно ступает по травам и цветам. а над головой богини расположился маленький амур, который целится в одну из граций.
Мадонна изображена неспроста. Ведь ее, как и других богинь, низвели к лику святых и для христиан она – богиня. Для художника она является образом идеальной женщины и «прекрасной дамы», изображение которой вдохновляет как художников, так и поэтов.
В картине художник дает понять, что разные эпохи искусства существенно же не отличаются друг от друга, они просто постепенно преобразуются в новые образы и героев мифов и легенд. Не обращая внимания на то, что в картине смешались христианство и языческая вера, художник упорно отстаивает право на существование различных направлений и взглядов.
Картина поражает своей гармонией и миролюбием, теплотой и потоками любви, как будто действительно амуры посылают свои стрелы в сердца тех, кто с теплотой и вниманием относится к искусству. Хочется долго и неустанно изучать каждый уголок и завиток, хочется стать ее частью.