Сандро Боттичелли – известный итальянский живописец эпохи Возрождения, посвятивший свое творчество преимущественно созданию картин духовной и религиозной направленности. Картина «Святой Себастьян», предположительно созданная в 1473 году является одним из лучших художественных произведений созданных кистью художника. Впервые свет ее увидел в 1474 году, полотно было выставлено в церкви Санта Мария Маджоре во Флоренции.
Святой Себастьян согласно легенде жил во времена наивысшего рассвета гонений на христиан, был он командующим преторианским войском самого императора и тайно исповедовал новую запрещенную веру. После обнаружения его склонности к христианству Себастьян был привязан к столбу и расстрелян из лука собственными воинами.
Несмотря на то, что был он из богатой семьи, никто за него не вступился, и только одна сердобольная женщина проявила милосердие и, подобрав израненного Себастьяна, выходила его как родного. После выздоровления христианина эта женщина пыталась уговорить его уехать из города, но Себастьян решил, что будет отстаивать свою веру, даже если за это придется поплатиться жизнью.
Выступив перед самым императорским дворцом в защиту своей новой веры, Себастьян настолько прогневил императора, что тот отдал приказ о его вторичной казни. Невинный мученик был казнен и впоследствии стал одним из самых почитаемых святых – покровителей, которым молились все страждущие. Некоторое время больные чумой считали Святого Себастьяна своим личным заступником. Также покровительства святого испрашивали лучники и охотники.
Боттичелли изобразил святого в некой задумчивости стоящем у столба, руки его скрещены за спиной, возникает ощущение, что мученик вовсе не приготовился к смерти, а задумался о каком-либо важном и требующем незамедлительного решения деле. В тело его воткнуты несколько стрел, но кажется будто юноша их совершенно не замечает. За его спиной открывается вполне мирный пейзаж, которого святой вскоре лишится, но и это совсем его не волнует.
Картина вскоре стала гордостью всей Флоренции, прославив имя художника.
Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции. Одна из самых замечательных его картин “Святой Себастьян” выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре. 20 января 1474 года по случаю праздника святого Себастьяна Маджоре картина была торжественно помещена на одной из колонн церкви Санта Мария.
Это первое документально подтвержденное религиозное произведение художника, отныне прочно утвердившееся в художественной панораме Флоренции.
На картине изображен мученик 3 в. н. э. Севастьян, командир преторианцев знатного рода, уверовавший во Христа. Император Диоклетиан приговорил его к казни. Юношу привязали к столбу в Колизее, и отряд легионеров выпустил в него тысячу стрел.
Севастьяна оставили умирать. Мать одного казненного христианина выходила его, она убеждала его бежать из Рима.
Но Севастьян открыто заявил о своей вере – на ступенях императорского дворца он выступил в защиту осужденных христиан. Диоклетиан вторично приказал казнить Себастьяна. Братья по вере нашли его тело и похоронили в катакомбах рядом с могилами Св. Петра и Св. Павла.
Себастьян был канонизирован Католической церковью. В V веке на его могиле построен храм. В прошлом Святого Себастьяна призывали на помощь больные чумой, он считается покровителем солдат, лучников, гончаров.
Обычно этого святого изображали юношей, привязанного к столбу и пронзенного стрелами. Фигура Святого в трактовке Боттичелли облегчена, пропорции его прекрасного тела удлинены. Фигура Себастьяна, его поза, и даже ствол дерева, к которому он привязан, почти точно повторяет картину Поллайоло; но у Поллайоло Себастьян окружен воинами, они расстреливают его – и он испытывает страдание: ноги его дрожат, спина судорожно выгнута, лицо поднято к небу.
Фигура боттичеллевского героя выражает полное безразличие к окружающему, и даже положение его связанных за спиной рук воспринимается скорее как жест, выражающий глубокое раздумье; такое же раздумье написано и на его лице, с чуть приподнятыми как будто в скорбном удивлении бровями. Художник не превозносит пронзенного стрелами героя, а словно скорбит о погубленной красоте.
Впервые полотно «Святой Себастьян» было продемонстрировано публике в 1474 году. Произошло это во Флоренции в церкви Санта Мария Маджоре. К этому времени публика уже успела оценить великого Боттичелли и поэтому новая картина также имела успех, несмотря на новаторскую манеру письма и интерпретации.
В основе сюжета религиозная история о Себастьяне, который жил во время великих и жестоких гонений на христиан. Будучи командующим преторианских войск, молодой герой был тайным христианином, за что и поплатился – его привязали к столбу и расстреляли из луков.
Чужая женщина выходила израненного Себастьяна, а он, в свою очередь, отстаивал свою веру до смерти, в прямом смысле слова. Себастьяна почитают как покровителя больных чумой и заступника охотников.
Глядя на картину Боттичелли, сразу замечаешь необычную позу героя – он задумчив, но при этом не страшится смерти, а воткнутые в его тело стрелы попросту не волнуют. Картина является иллюстрацией к жизнеописанию Себастьяна – всю свою жизнь он нёс веру сквозь страдания, терпеливо и покорно.