Описание картины Сандро Боттичелли Портрет Данте - Сандро Боттичелли
Описание картины Сандро Боттичелли Портрет Данте

Описание картины Сандро Боттичелли Портрет Данте

Мог ли обойти вниманием великий Боттичелли своего величайшего современника, великого поэта, создателя итальянского литературного языка и автора “Божественной комедии” Данте Алигьери?

Впрочем, не смотря на то, что принадлежность этого портрета кисти великого мастера подвергается сомнению, предположим, что вслед за рядом иллюстраций к “Раю” и “Аду” упомянутой поэмы, художник сам, или с помощью своих учеников, создал образ автора бессмертного произведения.

Очевидно, что Боттичелли разделял радикальность политических взглядов поэта, который был активным сторонником независимости Флоренции. Поэт провел много долгих лет в изгнании из-за междоусобной брани, терзавшей его родной город в конце тринадцатого века.

Лицо изображенного на портрете излучает спокойствие, сильную волю и уверенность в себе. Перед нами незаурядная, независимая личность. Ярко-красная, но скромная одежда, напоминающая одеяния священника, говорит о духовной устремленности, лавровый венок – о литературных победах, разворот в профиль делает портрет схожим с изображением на ордене или монете.

Лишь торчащий из-под красного колпака на голове Данте край ослепительно-белого колпака с развязанными тесемками, аллегорически говорит о чистоте и искренности помыслов изображаемого и характерной ему самоиронии.

Мог ли обойти вниманием великий Боттичелли своего величайшего современника, великого поэта, создателя итальянского литературного языка и автора «Божественной комедии» Данте Алигьери? Впрочем, не смотря на то, что принадлежность этого портрета (как и некоторых других) кисти великого мастера подвергается сомнению, предположим, что вслед за рядом иллюстраций к «Раю» и «Аду» упомянутой поэмы, художник сам, или с помощью своих учеников, создал образ автора бессмертного произведения. Очевидно, что Боттичелли разделял радикальность политических взглядов поэта, который был активным сторонником независимости Флоренции. Поэт провёл много долгих лет в изгнании из–за междоусобной брани, терзавшей его родной город в конце тринадцатого века.

Лицо изображенного на портрете излучает спокойствие, сильную волю и уверенность в себе. Перед нами незаурядная, независимая личность. Ярко–красная, но скромная одежда, напоминающая одеяния священника, говорит о духовной устремлённости, лавровый венок – о литературных победах, разворот в профиль делает портрет схожим с изображением на ордене или монете. Лишь торчащий из-под красного колпака на голове Данте край ослепительно-белого колпака с развязанными тесёмками, аллегорически говорит о чистоте и искренности помыслов изображаемого и характерной ему самоиронии.

В творчестве итальянского художника периода 80-х годов XV века отчетливо прослеживается интерес к фигуре Данте. Обращением к ипостаси известного поэта, автора бессмертной «Божественной комедии». живописец стремится пересмотреть свои взгляды после веселой и слегка беспутной жизни у Папы.

Сандро последовательно иллюстрирует все три части произведения, тщательно следуя за содержанием текста. Большинство искусствоведов сходится во мнении, что и портрет поэта принадлежит кисти Боттичелли, тем самым продолжая тему Данте в творчестве художника. Хотя это довольно спорный вопрос: существует предположение, что эту картину также мог создать один из учеников итальянского мастера.

Портрет Данте вполне вписывается в круг работ Сандро, прежде всего, своей манерой точного воспроизведения мельчайших оттенков психологического состояния человека. Черты его лица на портрете передают спокойствие, уверенность, величие и легкую меланхолию. Боттичелли словно хотел подчеркнуть, что перед нами личность необыкновенная, великая, известная. Этому способствует и символический смысл деталей, сопровождающих лицо Данте.

Например, лавровый венок отсылает к его литературным достижениям, славе первого поэта эпохи Возрождения и создателя современного итальянского языка. Выбор в качестве изображения профиля Данте продиктован, скорей всего, ассоциациями с монетами и запечатленными на них великими деятелями. А вот красные одежды поэта имеют сходство с монашеским одеянием, тем самым подчеркивая скромность и аскетизм Данте – черты, особенно значимые для духовных поисков Боттичелли.

Из-под красной ткани, покрывающей голову поэта, виднеется край белого колпака, символизирующего, по замыслу Сандро, одновременно духовную чистоту и самоиронию, которой не бывает лишен ни один по-настоящему великий человек.