Описание картины Сандро Боттичелли Поклонение Волхвов - Сандро Боттичелли
Описание картины Сандро Боттичелли Поклонение Волхвов

Описание картины Сандро Боттичелли Поклонение Волхвов

Поклонение волхвов — Сандро Боттичелли. Дерево, темпера. 111 x 134 см.

В этой многофигурной композиции мастер кватроченто Сандро Боттичелли представил в образе волхвов, поклоняющихся Младенцу Христу, членов семейства Медичи, банкиров и купцов, правителей Флоренции, и приближенных к ним, в числе которых был и он сам.

Среди руин античного Рима, символизирующих окончание старого мира и начало нового, христианского, восседает Мадонна. Она держит на коленях Младенца, позади стоит, облокотившись на руку, Иосиф и умиленно смотрит на новорожденного. Перед Христом опустился на колени Козимо Старший Медичи.

Ближе к переднему краю картины изображены сыновья Козимо, Пьеро и Джованни. К моменту написания произведения они и их отец уже умерли, но Боттичелли включил их в круг семьи как неразрывно связанных с ней. В черном с красным одеянии стоит, задумавшись, Джули­ано, сын Пьеро, позади него с бородой и в шапке — философ Джованни Аргиропуло, перед ним в голубом — заказчик работы, Дзаноби дель Лама. Слева в горделивой позе стоит брат Джулиано, Лоренцо Великолепный, рядом с ним — поэт Анджело Полициано, им что-то рассказывает гуманист и философ Пико делла Мирандола. Наконец в правом нижнем углу на зрителя смотрит закутанный в рыжий плащ сам Боттичелли. Традиция изображать себя среди участников сцены из Священного Писания была широко распространена в эпоху Возрождения.

Медичи учредили во Флоренции так называемое Братство волхвов, куда входили они сами и их приближенные. Братство устраивало костюмированные шествия: его члены, переодевшись волхвами, шли пешком и ехали верхом на конях по улицам города. Вероятно, эти мистерии также нашли свой отзвук в картине Боттичелли.

В братство волхвов, учрежденное семейством Медичи, входили они и приближенные к семье. В образе волхвов они устраивали костюмированные вечера, встречи и шествия по городу, как конные, так и пешие.

Картина «Поклонение волхвов» — это изображение семейства Медичи, как раз в образе волхвов. Кроме Медичи в картине задействованы банкиры, купцы, правители Флоренции. Среди героев композиции художник изобразил и себя.

На Римских руинах, символизирующих концовку старого мира и начало христианского изображена восседающая Мадонна. На руках у нее младенец, а за плечом, опершись локтем в камень сидит улыбающийся Иосиф.

Пред младенцем на одном колене стоит Медичи старший, Козимо.

Дальше стоят сыновья: Пьеро, Джованни и Козимо. В красно-черном стоит задумчивый Джулиано, сын Пьеро, позади него расположился Джоанни Аргиропуло, местный философ. В голубом одеянии — заказчик картины Дзаноби Лама. Слева стоят брат Джулиано — Лоренцо и поэт Анжело Полициано. Они внимательно слушают философа Пико Мирандолу.

А в правом нижнем углу, укутанным в оранжевый плащ, живописец изобразил себя. Сам Боттичелли повернут лицом к зрителю, он как будто вопрошает, нравится ли зрителю увиденное действо, согласен ли он с новым миром, христианин ли он.

В эпоху возрождения почти традицией было изображать себя участником картинного сюжета. Итак, уважаемые жители Флоренции поклоняются младенцу Иисусу Христу, матери его и отцу.

Сюжеты библейских писаний всегда носили скрытый смысл и тайный характер. Поэтому, в эпоху Возрождения ими интересовалось много художников, среди которых есть несколько популярных имен – Ботичелли, Леонардо да Винчи и т.д. Они начали составлять композиции из самых известных событий, описанных в Библии. Но в этой картине главными действующими персонажами стали волхвы, которые неустанно поклоняются младенцу Христу, который был рожден от Святой Девы Марии. Среди числа его встречающих люди совершенно разных профессий и должностей. Тут есть и банкиры, и многие другие, поэтому все говорит о том, что власть наследника имеет большую силу.

Кроме того, можно заметить, как тщательно уберегает своего младенца мать Мадонна, которая гордо восседает с ним на руках среди развалин и буреломов. Здесь есть некий смысл, который говорит нам о том, что старое все позади, а перед нами открывается все новое и людям придется все это принять. Но не случайно столпился народ, практически все семейство Медичи несет поклон перед новорожденным. Некоторые члены других знатных семей относятся к этому явлению с осторожностью. Поэты, художники, писатели, мыслители, и даже сам Ботичелли – все изображены на данном полотне. Ведь это было одной из традиций уметь изображать себя на картине, написанной собственно.

Интересно и то, что семейство Медичи являлось первым учредителем во Флоренции всемирно известного Братства Волхвов. Известно, что не каждый мог в него вступить, и делалось это не просто так. Все это позволяло составлять шествия, которые совершали это во благо всего народа.