Описание картины Сандро Боттичелли Иоанн Креститель - Сандро Боттичелли
Описание картины Сандро Боттичелли Иоанн Креститель

Описание картины Сандро Боттичелли Иоанн Креститель

Имя Боттичелли обычно вызывает в памяти образ Мадонны. Будущий художник жил и воспитывался в патриархальной, глубоко религиозной семье, что наложило отпечаток на всю его последующую жизнь. “Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем” из коллекции Лувра относится к расцвету его творчества, времени, когда он работал при дворе могущественного семейства Медичи.

Картина была написана между 70-ми-85-м годами XV века. В этой работе все излучает просветленную кротость, порожденную гармонией чувства и рисунка. Художнику удалось достичь впечатления высшей красоты благодаря единой линии, в мягком взлете волной охватывающей Мадонну, фигуры Младенца и Иоанна Крестителя.

Внутри этого контура как бы играют линии меньшего масштаба, они прячутся в драпировках одежд, в тихой мелодичности рук, в кайме прозрачного покрывала.

Интересно, как Боттичелли трактует руки своих персонажей. В пальцах продолжается та же игра линий, гибкость и грация, что и во всем теле, лишенном мажорной позы, готовности к действию и очерченном с ласковой кротостью мягким, минорным контуром. Пренебрежение к законам перспективы приводит к тому, что задний план пейзажа не связан с фигурами переднего плана и существует как бы отдельно, в качестве декорации.

Все три фигуры наполнены нежностью и мягким золотистым свечением, особенно Младенец и лицо Мадонны на темном фоне ее плаща и пейзажа.

Наиболее яркие красные детали в одеждах Мадонны, Младенца и Иоанна ритмически согласованы друг с другом и с движением их рук и дополняют полную лиризма цветовую гамму картины. В образах более поздних Мадонн, созданных под влиянием аскетических проповедей Савонаролы, печальный и разочарованный художник отходит от стремления найти воплощение вечной красоты.

Лицо Мадонны на его картинах становится бескровным и бледным, глаза – полными слез. Эти лица еще можно сравнить со средневековыми образами Богоматери, но в них нет торжественного величия Царицы Небесной. Скорее это женщины нового времени, много изведавшие и пережившие. “Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем” поступила в Лувр в 1824 году.

Предположительно она была куплена в Тоскане директором Лувра бароном Виван-Деноном.

Итальянский мастер эпохи Возрождения Сандро Боттичелли не раз изображал в своих работах святого Иоанна Крестителя. Предтеча Христа был одним из самых популярных в живописи всей Эпохи Возрождения, по популярности уступая разве что Святой Деве Марии. Его изображали обычно в двух видах – как симпатичного малыша или юноши, или же исхудалого, изможденного взрослого. Святой присутствует на картинах таких столпов живописи как Леонардо да Винчи, Тициан, Рафаэль Санти, Рогир ван дер Вейден и многих других.

Среди работ Боттичелли следует отметить «Мадонну с младенцем и молодым Иоанном Крестителем», хранящуюся в Музее искусств бразильского Сан-Паулу, а также «Мадонну с младенцем, Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом» более известную как алтарь Барди. Джованни де Барди, который приехал из Флоренции, был известен современникам как «великий английский купец», он долгое время руководил лондонским отделением банка Медичи и делал свои деньги на экспорте шерсти.

Когда Барди вернулся в свой родной город из Англии в 1483 году, он построил часовню Санто-Спирито, желая обрести духовное спасение. В наши дни верхняя часть алтаря и обшивка по-прежнему находятся в часовне Барди, на видном месте слева от хора. Алтарь находится в берлинском Гемальдегалери, в то время как оригинальная рама, произведенная резчиком по дереву и архитектором Джулиано да Сангалло была утрачена.

Помимо этих знаменитых картин мастера, есть еще несколько изображений Иоанна Крестителя. Одно из них, написанное в 1490 году, хранится в именном зал в Уфицци.