«Флора» является фрагментом знаменитого полотна под названием «Весна», которое было создано Боттичелли в 1482 году. Источником для вдохновения живописцу стали произведения римской литературы – поэмы Тита Лукреция и Овидия. По замыслу художника, картина изображает поляну.
Справа на ней размещаются бог ветра Зефир (рядом с ним находятся деревья без плодов), преследуемая им Хлорида и Флора, богиня цветов. Далее в одиночестве стоит Венера, над которой парит Амур, а на левой стороне картины располагаются Хариты – Аглая, Ефросина и Талия.
Богиня Флора является извечным символом плодородия. Именно поэтому на картине ее изображение отличается особой красочностью и яркостью. В венке Флоры можно рассмотреть более сорока видов растений и цветов, среди которых – ландыши, фиалки, маргаритки и многие другие. Такое наблюдение опровергает распространенное некогда мнение, что Боттичелли изображал растения схематично.
Конечно, ему было далеко до точности, научной наблюдательности Леонардо да Винчи, однако он и не следовал условным принципам письма, так характерным для Проторенессанса. Особенно хорошо художнику удавались розы – тепло-красноватого цвета, роскошные и эфемерные. А васильки вкупе с маргаритками под кистью талантливого художника стали напоминать звезды.
Вплетая цветы в венок Флоры, сочетая их с ягодами и фруктами, Боттичелли проделал работу практически ювелирной сложности. Достойным является и само изображение богини, которое полностью соответствует представлениям о ней.
Искусствоведы не раз отмечали роль символике в полотне. Так, если взглянуть на героев картины, то можно усмотреть в них повторение ритма 3–1. Символическим является и изображение цветов Флоры. Так, гвоздики и некоторые другие цветы отсылают к земной, плотской любви. Им в какой-то степени противопоставляются лилии и гвоздики, указывающие на возвышенные, неземные чувства.
Флора, фрагмент картины художника Сандро Боттичелли “Весна”. Флора – образ цветения и плодоношения природы. В венке и ожерелье Флоры изображены васильки, маргаритки, чемерица, ландыши, незабудки, листья мирта, барвинки, цветы граната, мак, лютики, цветы и ягоды земляники, фиалка. Принято думать, что Боттичелли схематично изображал растения.
Но тщательное изучение “ботанического” аспекта картины “Весна” показало, что в ней ясно опознаются более сорока видов цветов и трав.
Боттичелли не был склонен к точной научной наблюдательности, как Леонардо, но он не следовал и принципу условной трактовки растений, характерной для Раннего Возрождения. Художник испытывал восторг перед совершенством этих “малых форм” природы. Сандро Боттичелли любил изображать розы, белые, бледно-розовые, теплого красноватого оттенка, роскошные и эфемерные.
Его темные васильки и белые маргаритки с желтой сердцевиной напоминают звезды. Боттичелли вплетал в венки скромные лютики, незабудки и фиалки, сочетая их с ягодами земляники и яркими цветами граната.
Получалось ожерелье почти ювелирной красоты. Это видение на грани живой прелести растения с его декоративной выразительностью характерно также для передачи стеблей и листьев. Перевитые розы, кустики гвоздик и васильков “ткут” изысканные узоры и на поверхности тканей, и на луговом “ковре” под ногами персонажей.
В своей композиции художник Сандро Боттичелли использовал символику цветов, акцентирующую смысловой аспект изображения. Гвоздики, васильки, флердоранж связаны с темой земной любви и брака. Параллельно выстраивается другая линия значений: лилия – цветок чистоты, гвоздика – символ божественного триединства, лен, малая астра, – все они указывают на любовь возвышенную, чей пыл поднимает человека на вершину духовного созерцания.