Описание картины Сандро Боттичелли Венера и Марс - Сандро Боттичелли
Описание картины Сандро Боттичелли Венера и Марс

Описание картины Сандро Боттичелли Венера и Марс

На представленной картине Венера. античная богиня любви, изображена в полулежачем положении, правой рукой опирающейся на подушку. Она внимательно смотрит на бога войны, лежащего напротив нее. Сцена происходит в миртовом гроте.

Марс погружен в глубокий сон, который не могут прервать играющие вокруг фавны, самые веселые персонажи полотна, изображенные согласно античной традиции рогатыми, козлоногими и хвостатыми. Они развлекаются с оружием бога: один трубит в раковину Марсу прямо в ухо, другой нахлобучил на голову его огромный шлем, третий, вылезающий из-под руки бога, приспособил себе его нагрудный панцирь. Одним словом, Марс обезоружен.

Очевидно, что картина имеет аллегорический смысл, как и все, связанное с античной мифологией. Основная ее идея – любовь побеждает войну или любовь побеждает все. Эта общая концепция восходит к идеям итальянского гуманиста Марсилио Фичино, который, в частности, утверждал, что Марс выделяется между планетами, ибо делает людей сильнее, однако Венера господствует над ним.

Часто в соединении с Марсом или в противостоянии ему она не дает проявить недобрые свойства и смиряет его. Марс же никогда не господствует над Венерой.

Помимо основной идеи многое в работе может быть объяснено в символическом ключе. Например, вокруг Марса вьется рой ос. Дело в том, что картина была написана по заказу одного из членов семьи Веспучи, а осы отразили игру слов: “Веспучи” – “Веспа” .

Венера и Марс — Сандро Боттичелли. Около 1485. Дерево, темпера. 69,2х173,4 см.

Боттичелли (1445-1510) (Флессандро ди Мариано Филипепи, прозванный Сандро) — великий итальянский художник флорентийской школы эпохи Возрождения.

На представленной картине Венера, античная богиня любви, изображена в полулежачем положении, правой рукой опирающейся на подушку. Она внимательно смотрит на бога войны, лежащего напротив нее. Сцена происходит в миртовом гроте (мирт — растение Венеры).

Марс погружен в глубокий сон, который не могут прервать играющие вокруг фавны, самые веселые персонажи полотна, изображенные согласно античной традиции рогатыми, козлоногими и хвостатыми. Они развлекаются с оружием бога: один трубит в раковину Марсу прямо в ухо, другой нахлобучил на голову его огромный шлем, третий, вылезающий из-под руки бога, приспособил себе его нагрудный панцирь. Одним словом, Марс обезоружен.

Очевидно, что картина имеет аллегорический смысл, как и все, связанное с античной мифологией. Основная ее идея — любовь побеждает войну или любовь побеждает все. Эта общая концепция восходит к идеям итальянского гуманиста Марсилио Фичино, который, в частности, утверждал, что Марс выделяется между планетами, ибо делает людей сильнее, однако Венера господствует над ним. Часто в соединении с Марсом или в противостоянии ему она не дает проявить недобрые свойства и смиряет его. Марс же никогда не господствует над Венерой.

Помимо основной идеи многое в работе может быть объяснено в символическом ключе. Например, вокруг Марса вьется рой ос (о них ничего не говорится в мифе). Дело в том, что картина была написана по заказу одного из членов семьи Веспучи, а осы отразили игру слов: «Веспучи» — «Веспа» (с итальянского «vespa» — «оса»).

Известный флорентиец Сандро Боттичелли написал свою картину «Венера и Марс» примерно в 1483 году. Она была заказана по случаю свадьбы в семействе Веспучи. Экспонат на данный момент хранится в галерее Лондонского национального музея.

На полотне зритель видит античную сцену, на которой изображена богиня Венера и Марс. Они расположились на зеленом пригорке в окружении маленьких сатиров. Картина полна символизма, в использовании которого Сандро Боттичелли был великий мастер.

Венера обозначает любовь, которая побеждает войну, сохраняет мир, приводит всех к гармонии и согласию. Марс — это бог войны и разрушений. На картине мы видим победу Венеры над Марсом. Полуобнаженный Марс лежит, в расслабленной и спокойно позе, полной экстаза и умиротворения. Вероятно эта вечная тема была позаимствована художником из поэмы Лукреция «О природе вещей».

Расположение фигур и их позы похожи на старинный античный саркофаг с изображением мифа о Вакхе и Ариадне. Саркофаг хранится в Ватикане и на нем можно увидеть две фигуры — мужскую и женскую, обращенные лицом друг к другу. Мужская фигура практически полностью обнажена, а женская одета. То же расположение можно наблюдать и на полотне Боттичелли.

Однако маленькие сатиры выбиваются из сюжета и разбавляют умиротворение своими практически детскими шалостями. Сатиры с маленькими рожками подсмотрены художником у Лукиана, который описывал картину Аэтиона «Бракосочетание Александра и Роксаны».

Венера на картине полулежит напротив соблазненного ею спящего Марса, облокотившись правой рукой на маленькую подушечку. Она смотрит на бога войны с обожанием и любовью. А вокруг резвятся сатиры — один из них пытается трубить в рог прямо рядом со спящим Марсом, второй пытается натянуть себе на голову шлем Марса, а третий хохочет над ним.

Эта картина была очень популярна после ее завершения, ее сразу же повторили многие известные художники. Но на картинах других мастеров Венера полностью обнажена, а вокруг нее вместо сатиров кружатся крылатые купидоны — вечные спутники любви.

«Венера и Марс» – это картина флорентийского художника Сандро Боттичелли, написанная в 1483 году, главной темой которой называют победу Любви.

Сюжет картины таков: на лугу или поляне перед тихой рощей из миртов в спокойных позах друг напротив друга лежат два бога: Марс, прикрывший голое тело набедренной повязкой, спит крепким сном на своем плаще; одетая же Венера, богиня любви и красоты, облокотившись одной рукой на мягкую подушечку, смотрит влюбленным взглядом на молодого бога Войны, охраняя его сон. Фавны, они же сатиры, всячески забавляются с амуницией спящего бога: тащат куда-то копье, при чем один из них совершенно не понимает куда – глаза ему закрыл большой шлем, что вызывает смех идущего посередине; идущий впереди громко трубит в раковину Тритона прямо в ухо Марса. Тот, что снизу – залез в доспехи и будто любуется взглядом и красотой Венеры.

Как уже было сказано, смысл победы Любви над Войной, что, учитывая ее сюжет, довольно очевидно. Венера способна полностью обезоруживающая воинствующего Марса, создавая полную гармонию и взаимопонимание.

Заказчиками для написания картины была семья Веспуччи, отсылкой на которых являются осы, мирно летающие в правом верхнем углу (именно осы были изображены на родовом гербе семейства). Причиной для заказа послужило бракосочетание, что и выразилось в выборе темы Любви.

Итак, Боттичелли, вдохновленный классическими образами и стариной, написал полотно по всем канонам эпохи Возрождения, но проявив определенную степень новаторства: забавные и похотливые фавны – это явная замена для традиционных амуров, сопутствующих влюбленным на картинах.

Картина «Венера и Марс» имела колоссальный успех у современников, а Боттичелли лишь в очередной раз проявил свой небывалый талант, подарив нам прекраснейшее произведение искусства.