Анализ картины Паоло Веронезе Марс и Венера - Паоло Веронезе
Анализ картины Паоло Веронезе Марс и Венера

Анализ картины Паоло Веронезе Марс и Венера

Паоло Веронезе – яркий представитель венецианской школы живописи. Там было немало знаменитых художников. Паоло Веронезе ярко выделялся среди них. Он создал много живописных полотен на мифологические темы. Яркое, выразительное, необычайное по красоте полотно «Марс и Венера» является шедевром, признанным во всем мире.

Картина отличается еще и тем, что у нее много названий. Это и «Марс и Венера, связанные любовью», «Марс, соблазняющий Венеру», «Венера и Марс, связанные Амуром» и еще много других. Художник написал картину в семидесятые годы 16 века. Сейчас она выставлена в нью-йоркском Метрополитен-музее.

Есть предположение, что эту картину заказал Веронезе Рудольф II, император, ко дню, когда он должен был короноваться. Картина раскрывает мифологический сюжет, в котором основные персонажи – боги античного мира. В центральной части полотна Марс и Венера, у ее ноги примостился Амур.

Марс, мужественный, воинствующий, азартный в бою, здесь, рядом с Венерой, красивой, чрезвычайно женственной, эротично привлекательной, спокойный, даже смирный, задумчивый. А Амур скрепляет их любовный союз, обвязывая шелковой лентой их ноги. Все персонажи на картине, лошадь, Купидон, Сатир и главные герои – это величественный гимн Любви.

Лошадь здесь – символ страсти, Купидон – божество Любви в древнегреческой мифологии, Сатира, символизирующего похоть, камень держит крепко в себе, чтобы Сатир не помешал чистому чувству любви Марса и Венеры.

Все в этой картине дышит возвышенной любовью. Купидон с мечом стоит перед лошадью (низменной страстью), не пуская ее к Любви, сатира (похоть) не пускает камень, который словно вобрал служителя Вакха в себя. Однако эротичная чувственность ощущается не только в нагой Венере. Ее красивую женственность подчеркивает жемчужная нить в светлых волосах, жемчужное ожерелье на шее, золотые браслеты на обеих руках.

Зритель буквально осязает, ощущает вживую шелковую гладкость лошади, тяжесть плаща, свисающего с плеча Марса, чувствуется теплота белого мрамора. От ласкового жеста Венеры (ее рука спокойно лежит на плече Марса) исходит нежность.

Паоло Веронезе, этот Мастер, и здесь живописал дух роскошной, изобильной, зажиточной Венеции, города-праздника с ее знаменитыми карнавалами, пирами времен 16 века.

Один из лучших венецианских художников Паоло Веронезе воплощал в своих картинах дух Венеции, этого богатого, изобильного, праздничного города. Он любил живописать пиры, поэтому даже в его полотнах на иные темы царит пиршество плоти и всего видимого мира.

На представленной картине, которая вместе с несколькими другими хранилась в коллекции императора Рудольфа II в Праге и, по-видимому, была заказана им к коронации, изображен союз Венеры и Марса, богини любви и бога войны, которых амур связывает шелковой лентой. Марс укрощен и спокоен — война покорилась любви. Художник намекает на возвышенную любовь — справа купидон сдерживает мечом лошадь, символ низменной страсти, а похотливый сатир застыл в камне. Но в картине много чувственного, и не только в обнаженном теле Венеры, красоту которого подчеркивают жемчужное ожерелье и браслеты: здесь все, как обычно у Веронезе, написано осязательно — и тяжелый шелковый плащ Марса, и гладкое тело коня, и белоснежный теплый мрамор.

Все вокруг торжествует победу любви, в том числе и цвета картины. Французский живописец Поль Сезанн сказал о Веронезе: «Он писал так, как мы смотрим на мир, столь же естественно. Его языком были краски».