Анализ картины Альбрехта Дюрера Поклонение волхвов - Альбрехт Дюрер
Анализ картины Альбрехта Дюрера Поклонение волхвов

Анализ картины Альбрехта Дюрера Поклонение волхвов

В художественном музее Уффици в итальянской Флоренции выставлена религиозная живопись Альбрехта Дюрера – полотно «Поклонение волхвов».

Немецкий мастер писал работу на заказ избирательному князю Саксонии Фридриху Мудрому для его католической церкви в Виттенберге. Сегодня картина признана одним из ценнейших плодов труда Дюрера за десятилетний период с 1495 года.

Вернувшись из путешествия в Италию, вдохновленный живописью этого южного государства, художник приступил к работе над новым творением. В итоге итальянский ренессанс привнес в картину особую технику реалистичного построения перспективы.

В традициях германского Возрождения было изображение с пристальным вниманием к деталям, использование насыщенных, лучистых красок, что также явно читается при первом взгляде на «Поклонение волхвов».

Религиозная картина Дюрера Поклонение волхвов перекликается сюжетом с эскизной работой Леонардо да Винчи, большим количеством рисованных камней напоминает труды Андреа Мантеньи, лучезарная аура живописи – как у Джованни Беллини.

Но наиболее очевидна характерная черта Дюрера – сосредоточенность на изображении динамики душевной жизни персонажей.

Живописец разместил на переднем плане пять фигур: младенец Иисус на коленях матери и трое волхвов.

Мадонна облачена в скромные одежды, обнимает ребенка в белой простынке, их лица светлые, сияющие. Вифлеемские маги – в дорогих тканях, со шкурами животных, с драгоценными камнями в золотых украшениях. Самый старший из волхвов опустился на колени пред Святым Семейством, протягивает в дар шкатулку и с тревожным любопытством всматривается в лицо маленького Христа. За ним переглядываются двое волхвов, их лица полны неверия и сомнений.

Развалины античных построек на заднем плане полотна тускнеют в контрасте с фигурами Марии и младенца. Таким приемом Дюрер выразил крушение старого мира перед рождением христианства.

Художнику немецкого Возрождения Альбрехту Дюреру (1471-1528) заказал эту картину курфюрст Саксонский Фридрих Мудрый для капеллы своего замка в Виттенберге. Дюрер тогда только вернулся из первой поездки по Италии, поэтому черты североевропейской живописи — подробное изображение деталей, яркие, сияющие цвета — соседствуют здесь с влиянием итальянской живописи, которое выразилось в перспективном построении композиции. Кроме того в картине видны руины античных зданий, создающих сложные пространственные планы, что опять же было свойственно итальянской живописи.

«Поклонение волхвов» напоминает незаконченное полотно Леонардо да Винчи на аналогичный сюжет, также хранящееся в Уффици. Но непосредственное влияние на Дюрера оказали венецианцы — Андреа Мантенья с его пристрастием к обилию камня в картинах и Джованни Беллини с его светлой и ясной живописью. Однако персонажи Дюрера написаны с той степенью психологизма, которая была особенно ему присуща.

Художник ввел в сцену поклонения трогательные моменты: Младенец Христос открывает ларец, где лежит принесенное Ему одним из волхвов золото, с тем любопытством, с каким тянутся к неизвестному все дети, а старый волхв смотрит на этого ребенка серьезным и вдохновенным взглядом, чуть склонив голову набок. Подобно многим художникам Северного Возрождения Дюрер не отступает от той подробности, что волхвы пришли к Христу из разных концов света, значит, среди них мог быть и чернокожий.

Несмотря на обилие деталей, картина полна возвышенного духа, мягкого и в то же время торжественного настроения, которое было свойственно живописи этого немецкого мастера.