Описание картины Питера Брейгеля Поклонение Волхвов - Питер Брейгель
Описание картины Питера Брейгеля Поклонение Волхвов

Описание картины Питера Брейгеля Поклонение Волхвов

Время создании картины относиться к периоду правления голландскими землями – Филиппом II Королем Испании. Питер Брейгель жил и работал в Испанских Нидерландах. Во время написания картины художник находился в Брюсселе с 1563 года.

В этот период голландское общество переживало кардинальные перемены, что выражалось в недовольстве испанским управлением, религиозными конфликтами между католичеством и протестантским движением.

Брюссель, в котором проживал и работал Питер Брейгель, становится центром развития революционных движений и мер противодействия со стороны испанской наместницы Маргариты Пармской, резиденция которой также находилась в этом городе. Все эти события не могли оставить равнодушным художника и он принялся за написание картины “Поклонение волхвов”, но в своей интерпретации. Картина была достаточно холодно встречена католическим обществом, поскольку полна иронии и антицерковного содержания.

В картине упоминается евангельский сюжет о волхвах, которые пришли с Востока, чтобы поклониться новорожденному Иисусу и выразить свое уважения поднесенными дарами. В своей работе Питер Брейгель решил отойти от традиционного изображения и передачи радости момента. Находясь под влиянием стиля Иеронима Босха, он пишет картину, что не передает радость от рождения младенца и все присутствующие, включая Деву Марию – пребывают в печали.

Вместе с Иисусом, она ключевая фигура композиции, и именно ее одежду художник изобразил в синем цвете, который является холодным и призван передавать печаль. Человек в зеленом платке, что-то шепчет Иосифу, который склонился к нему и закрыл глаза отображая на лице равнодушие к происходящему. У входа в хлев и вокруг Марии с младенцем, Иосифа, волхвов и темнокожего Валтасара находятся люди и солдаты, на лицах которых художник отобразил иронию и злорадство.

Питер Брейгель Старший или Мужицкий — великий нидерландский живописец и рисовальщик.

Художник три раза обращался к евангельскому сюжету поклонения волхвов. Первая картина, хранящаяся в Королевском музее изящных искусств в Брюсселе, была создана между 1556-1562. Она написана не на деревянной доске, а на холсте и довольно плохо сохранилась. Вторая представлена здесь, а третья, находящаяся в Собрании Оскара Рейнарта в Уинтертуре, выполнена в 1567.

На первый взгляд кажется, что данная работа соответствует католической иконографии: Святое семейство — в центре, Младенец — на руках Девы Марии, часть ее лица закрыта покрывалом, позади — Иосиф, волхвы преподносят дары, как обычно, старший, коленопреклоненный Каспар, — золото. В представлении людей еще со времен Средневековья волхвы символизировали три известные тогда части света — Европу, Азию и Африку. Таким образом, Бальта­зар изображался чернокожим и олицетворял Африку.

При всей традиционности картину не приняли верующие: если с шаржированными образами второстепенных участников действия еще можно было смириться, то образ Иосифа являлся неприемлемым. Он не излучает набожность, а, наоборот, явно демонстрирует полное равнодушие к происходящему. В подобной трактовке канонического сюжета — весь Брейгель.

Питер Брейгель использует довольно распространённый сюжет католической иконографии. Смысловым центром является Святое семейство, вокруг него происходит нагромождение образов. Картина решена в тёплой цветовой гамме, поэтому фигура Мадонны контрастирует с окружением и служит композиционным центром.

Дева Мария держит на коленях младенца, часть её фигуры закрыта голубым плащом. Волхвы являются символом трёх континентов, так хорошо известных средневековому человеку. Двое из них протягивают свои дары Младенцу-Христу и его матери. Лица волхвов, больше похожие на гримасы, выражающие отчаянье, а их тела невольно замерли в торжественном поклоне.

Бальтазар стоит по левую руку от Мадонны. Он предельно спокоен, а его лицо резко выделяется на фоне светлой одежды. Иосиф расположился позади своей возлюбленной, при этом выглядит отчуждённо. Его не волнует происходящее, поэтому он невольно слушает прохожего. Пока волхвы преподносили свои дары, вокруг хлева столпились люди. Тут немало горожан, но есть и жестокие солдаты с оружием наготове.

Возможно, Брейгель ссылается на библейские мотивы, которые были крайне популярны среди жителей средневековья. На самом деле понять автора нелегко, его картина является иносказанием. Рождение ребёнка не вызывает радости у людей, если в мире царит война. Тем самым художник скорее ссылается на современную ситуацию в стране, нежели на святое писание.

Брейгель написал картину в 1564 году. Нидерланды, на тот момент, были объяты огнём, а население страны вело войну с Испанией. Не удивительно, что верующие так и не смогли принять картину «Поклонение волхвов». Шаржированные персонажи и равнодушный образ Иосиф оказал неподобающий эффект на простолюдинов, при кажущемся традиционном сюжете.