«Поклонение волхвов» – одно из самых известных произведений искусства во всем мире, написанное итальянским мастером живописи и архитектором Джотто ди Бондоне в эпоху Проторенессанса.
Джотто знаменит своим влиянием на все западноевропейское искусство, его традиции живописи и проектирования еще много веков спустя ценятся мастерами искусства. Именно Джотто удалось создать новый, усовершенствованный метод изображения на плоскости пространства. Стоит ли сказать, что даже да Винчи и Микеланджело восхищались произведениями Джотто.
Известнейшими работами Джотто ди Бондоне до сих пор остаются его фрески, сохранившиеся и по сей день, в капелле Скровеньи, в итальянском городе Падуя. Выполненные темперой в начале 14-го века, фрески изображают религиозные темы, как и было принято в то время. «Поклонение волхвов» включено в данный цикл.
Произведение изображает сцену из Евангелие, где волхвы приходят поклониться младенцу Христу. Волхвы – мудрецы, которые проделали долгий путь с самого Востока – приносят дары будущему Спасителю Человечества. Согласно сюжету они увидели звезду на небе, что и дало им известие о рождении младенца – будущего Царя, ради которого мудрецы и готовы были проделать даже долгий путь.
Фреска сохранилась в хорошем состоянии, реставрация помогает продлить ее жизнь еще на многие года. Многофигурная композиция была составлена Джотто так удачно, что каждый герой хорошо просматривается и принимает участие в общем действе – даже два осла, изображенные слева, приветствуют будущего Царя.
Справа от Марии и младенца Христа показан ангел, чье белое одеяние выделяется на общем колорите. Синее небо резко контрастирует со светлыми фигурами, на нем показана комета Галлея – важная и интересная деталь для фрески и творчества Джотто.
В качестве мотива для фрески использован один из самых часто используемых фрагментов библейского повествования – поклонение трех волхвов младенцу Иисусу. Изображение выполнено на сочном синем фоне, символизирующем ночное небо, на котором горит Вифлеемская звезда, указавшая волхвам путь к новорожденному Мессии.
Святое семейство с Иисусом расположилось под деревянным навесом, за которым изображена высокая скала. Это та самая, в которой находилась пещера, где родился сын Божий. Рядом с навесом стоит крылатый ангел в пышном белом одеянии с золотой отделкой. В руках у него дары, преподнесенные одним из волхвов.
Престарелый волхв преклонил колени, целуя край свивальника Иисуса. Спеленутого младенца протягивает ему Дева Мария, сидящая на возвышении, на ступеньке которого лежит золотая корона – символ Царства Небесного.
Остальные двое волхвов ждут своей очереди, стоя за спиной коленопреклоненного старца. Они держат в руках драгоценные подношения, которые приготовили в знак приветствия Иисуса и признания за ним божественного происхождения. На них длинные богатые одежды, ниспадающие крупными выразительными складками.
За спинами стоящих волхвов в очень естественной и живой позе изображен слуга, держащий в поводу двух верховых животных, судя по росту и длине ног, долженствующих изображать верблюдов. На них красная сбруя и седла, а позы очень натуральные, что раньше крайне редко встречалось в религиозных изображениях.
Особенного внимания достойно изображения ступенчатых скал, на которых расположилась вся группа персонажей. Они реалистичны, с тенями и необходимым объемом. Несмотря на прошедшие 700 с лишним лет, фреска неплохо сохранилась и позволяет оценить не только высокое мастерство художника, но и богатство использованных цветов.