Поклонение волхвов — Иероним Босх. Дерево, масло. 147.4 x 168.6 см.
Триптих «Поклонение волхвов» Иеронима Босха написан по заказу молодожёнов – Питера Бронкхорста, бюргера Хертогенбоса, и Агнес Боссюйсе. Картину планировали повесить в часовне Братства Богоматери, однако впоследствии её неоднократно перевозили в другие монастыри, а затем полотно попало в музей Прадо в Мадриде, где и хранится по сей день.
Центральная часть триптиха изображает известную сцену из Библии: Богородица с младенцем сидит перед хижиной, а три волхва – Валтазар, Мельхиор и Гаспар – подносят им дары. Босх отходит от текста источника и придаёт изображению новые смыслы: золотая скульптура с Авраамом и Исааком означает будущую жертву Христа; на нагруднике Мельхиора – царица Савская и царь Соломон; серебряную державу в руках Гаспара венчает орёл, а на самой державе изображён военачальник Авенир и Давид, одержавший победу над Галиафом.
В дверях хижины видны люди, в их числе старик в красном плаще. Личность его не установлена до сих пор, но историки высказывают различные мнения: это может быть как Ирод, так и Антихрист. На демоническую природу персонажа указывают такие символы, как жабы-атланты на ленте под плащом и круглая рана на ноге – знак болезни, Божьей кары.
Стоит также обратить внимание на Гаспара – младшего из волхвов. Он пришёл из Эфиопии, а в Средневековье тёмная кожа традиционно ассоциировалась с неверием в Бога, греховностью. Несмотря на то, что во времена Босха это было уже не столь актуально, можно увидеть ещё несколько символов, отсылающих зрителя к языческому прошлому мавров: позиция на картине (Гаспар стоит дальше всех от Богоматери) и вышивка на полах одеяния.
На внутренних створках изображены донаторы (заказчики) и Святой Пётр со Святой Агнесой. На левой створке видна полуразрушенная стена с дырявым навесом, под которым Святой Иосиф сушит пелёнки младенца.
На фоне Босх изображает три армии, наступающие на Иерусалим с разных сторон, а также более обыденные ситуации: на левой створке крестьяне танцуют, на правой – волки убивают и съедают других крестьян. Так художник противопоставляет происходящему на переднем плане торжеству мирские удовольствия и грех.
Внешние створки триптиха, выполненные в серо-коричневой цветовой гамме, изображают Мессу Святого Григория. Согласно его житию, однажды причетник, помощник Григория в церковной службе, усомнился, что в святых дарах воплощены Кровь и Тело Христа. Тогда в ответ на молитвы Григория на алтаре появился сам Иисус и позволил причетнику узреть свои раны.
«Поклонение волхвов» Босха – необычное видение распространённого сюжета. Как и на других картинах этого художника, в триптихе есть множество символов, которые искусствоведы до сих пор не могут точно расшифровать.
И.Босх создал несколько триптихов на библейские темы, одним из последних является «Поклонение волхвов». Основная часть произведения показывает основной сюжет. Богоматерь расположилась перед домом и показывает младенца.
Волхвы возлагают дары к ногам женщине. На картине изображен момент жертвоприношение, Авраам собирается принести в жертву сына. Такое событие символизирует жертву Христа, именно его распятие на кресте.
На груди одного волхва изображена сцена из Ветхого Завета. За этой сценой наблюдают крестьяне, они выглядывают из-за угла и даже залазят на крышу. Художник изобразил волхвов, отойдя от общих принятых правил. До этого волхвов изображали только иудеями.
Крестьяне выглядят не так умиротворенно и гармонично, они ведут себя даже нагло и с достойными волхвами смотрятся убого. Привлекает внимание человек, стоящий в дверном проеме. Он одет только в рубашку и плащ, на голове его корона и он с надеждой смотрит на младенца. Его лицо источает радость, в то время как большинство персонажей выражают враждебность.
На полотнище этого одежды персонажа изображены демоны, возможно, он и сам дьявол, а большинство окружающих является его свитой. В руке этот мужчина держит один из шлемов волхвов, что говорит о его превосходстве и лидирующей позиции.
Рисунки на одежде темнокожего царя показывает его принадлежность к язычеству. Небо переходит в золотые отблески, этим приемом художник часто использует в своем творчестве.
Казалась бы понятная библейская сцена, но мелкие детали говорят о зле, которое рассеяно везде. Рисунки на одежде, необычные позы персонажей, животные и дары все это образуют единую картину с глубоким философским смыслом.
Животные символизируют препятствия, которые ждут любого человека на непростом жизненном пути, борьба с ними и составляет все существование. Живописец изобразил множество персонажей и безграничную даль, показывающую масштабность мира и его разнообразие. Все образы картины многогранны, их нельзя охарактеризовать определенными чертами.