Описание картины Сандро Боттичелли Паллада и кентавр - Сандро Боттичелли
Описание картины Сандро Боттичелли Паллада и кентавр

Описание картины Сандро Боттичелли Паллада и кентавр

Паллада и Кентавр — Сандро Боттичелли. 1483. Холст, темпера. 207 х 148 см.

Это крупное полотно несет на себе все характерные для парадного изображения черты. Для него использован мифологический мотив и персонажи – богиня-воительница Афина, называемая Палладой в тех случаях, когда она изображалась в воинской амуниции и с оружием. Второй персонаж картины – кентавр, мифическое существо также родом из древнегреческих сказаний, дикое создание из свиты Диониса, отличавшееся неконтролируемым поведением и буйным характером. Это получеловек, полуконь, мощный и неукротимый.

Для картины выбран очень интересный сюжет – Паллада держит смирно стоящего кентавра за пышные кудрявые волосы, а он смиренно склоняет голову, подчиняясь ее безусловной власти. Здесь можно увидеть торжество разума и цивилизации над дикостью и бесконтрольностью, что вполне вписывается в философские традиции эпохи Возрождения.

Однако некоторые исследователи считают, что в картине нашла отражение политика рода Медичи, одержавших победу над заговорщиками, пытавшимися свергнуть их с флорентийского трона. В это тоже можно поверить, ведь полотно было заказано мастеру как раз по поводу важного политического брака.

Два основных персонажа картины изображены на фоне далекого пейзажа, возвышаясь над широкой и глубокой морской бухтой. Хорошо видны гористые пологие и обрывистые берега, тихая и ровная гладь воды и даже крошечный кораблик со спущенными парусами, стоящий на якоре вдали от берега. Место, где находятся герои картины, отгорожено какой-то конструкцией наподобие забора или частокола из редко расположенных светлых бревен.

Боковую часть полотна занимает странная конструкция, которая напоминает не то старое полуразрушенное здание из темного серого камня, не то высеченное из скалы грубое сооружение. У него не совсем правильные формы и линии, но это и не природное образование. Очевидно, это намек на примитивное жилище кентавра – существа, далекого от высокой древнегреческой цивилизации.

Интерес представляет и поверхность под ногами персонажей, вернее, под копытами кентавра. Это плотный слой короткой темной травы, который словно бы провалился или просел под массивным телом мифического существа. Видны кромки земли, четко различимые на фоне насыщенной зелени.

Фигуры Афины и кентавра занимают всю площадь картины и являются центром внимания зрителей. Паллада изображена в несколько манерной и не совсем естественной позе с чуть запрокинутой и склоненной набок головой. Она держит огромную, выше своего роста алебарду, голова ее украшена пышным, воздушным венком из зелени. Ее наряд словно соткан из зеленых веточек, имеет богатую цветочную отделку, а сверху прикрыт крупными складками широкого темно-зеленого плаща. На ногах богини оригинальные высокие сандалии охристо-желтого цвета, с открытыми пальцами.

«Лошадиная» часть кентавра – это могучее мускулистое животное гнедой масти, а человеческая половина представляет собой оголенный торс молодого бородатого мужчины. Он вооружен крупным луком, а за спиной у него колчан, полный стрел, но он покорно склоняется под властной рукой богини Паллады. Цивилизация торжествует над дикостью.

Известное живописное полотно Сандро Боттичелли «Паллада и Кентавр» художник нарисовал по заказу Лоренцо Медичи. В первооснову замысла живописца заложена идея философа Фичино о том, что людская природа двойственна и соединяет в единое целое начало животного, которое связано с существованием тела, и человеческий разум, который стремится к постижению мудрости.

Таким образом Кентавр на полотне Боттичелли – это соединение низменных и высоких порывов. Ведь лук и стрелы символизируют животные черты, а лицу Кентавра художник придает страдальческого выражение, которые напоминает облики святых.

Полотно имеет и неоплатонический подтекст. Это хорошо демонстрирует пейзаж, где в одночасье виднеются мрачные скалы и удивительные дали. У художника, фактически, эта даль, является фоном. На нем вырисовывается кентавр, а также фигура женщины, держащей алебарду. Ее платье, мастер кисти написал такими живописными красками, что оно нам напоминает Весну. Женское лицо в задумчивости: глаза как бы открыты, но взгляд не смотрит вперед, а куда-то в себя. Афина держит пальцами кудри кентавра, и это его немножко смущает.

Во всем таинственность и понятие вечности. Афина предстает перед нами не женщиной-воином в шлеме и со щитом, которая была участницей боя лапифов против кентавров, а истинной победительницей, на лице которой проявляется какое-то отрешенное сочувствие.

Богиня, в руках которой не копье, а алебард воплощает нравственные качества человека. Аллегория картины очень понятна: духовность, культура и мудрость должны всегда возвышаться над животным началом. Этот эпизод древности актуален во все времена.