Анализ картины Густава Климта Афина Паллада (1898) - Густав Климт
Анализ картины Густава Климта Афина Паллада (1898)

Анализ картины Густава Климта Афина Паллада (1898)

Картина, получившая название «Афина Паллада», написана Густавом Климтом в 1898 году.

Годом ранее Густав Климт вместе с другими венскими художниками Модерна, такими как Карл Молль, Йозеф Энгельхарт, Альфред Роллер и другими, осмеливается на создание художественного общества – Сецессиона.

Вдохновившись немецкими сецессионами, группа живописцев решила порвать с идеалами академического искусства и консерватизмом, которые только сковывали их творческую свободу выражения.

Именно «Афина Паллада», написанная Густавом Климтом, становится лицом нового объединения.

Не зря современная общественность прозвала эту картину «Демоном Сецессиона». Густав Климт любил изображать сильных женщин, но при этом он всегда вселял в них сексуальность и страсть. Афине же он дарует мужские доспехи, золотое копьё и символ власти, то есть шар с ещё одним символом Сецессиона – «Обнажённой правдой».

Художник обращается к классической мифологии, и в героине его больше всего волнует не её женская красота, а божественная, непостижимая суть. С нарочито декоративного нагрудника, украшенного позолотой, смотрит Медуза Горгона, которая словно смеётся над всеми противниками революционного витка искусства.

Из-под сияющего шлема на зрителя внимательно взирают горящие, полные уверенности глаза Афины. Эффект, которого хочет добиться Густав Климт, усиливается и при помощи агрессивной позы богини. Фон он также выбирает необычный – сражение Геркулеса с Тритоном. Это добавляет произведению значимости и веса, как бы без слов говоря о том, для чего был основан Венский Сецессион.

Воинственность всего произведения подчёркивается и выбранной цветовой гаммой. Помимо прочей роли «Афины Паллады» в мире искусства, ею знаменуется начало знаменитого «Золотого периода» в творчестве Густава Климта.

Яркий контраст между насыщенным золотом, огненными волосами, глазами и тёмным, даже мистическим и пугающим фоном, тоже играет роль в придании полотну посыла непримиримости.

«Афина Паллада», безусловно, является не просто картиной. Это мощное заявление и послание, созданное Густавом Климтом специально для консервативной общественности, в полной мере не ценившей ни его собственное творчество, ни творчество его единомышленников.

Художник, возможно, и не догадывался о том вкладе, что в конечном счёте он сделает в искусство, но определённо предчувствовал это, поэтому весь героизм, воплощённый в «Афине Палладе», совершенно не кажется лишним.

Самобытность австрийского художника Густава Климта заключается в изображении им женщин в качестве главных героинь произведений. В своих полотнах он касается таких общезначимых тем, как смерть, преклонный возраст, любовь, изображенные выразительными броскими красками, преимущественно в золотых тонах. Особенно эффектны на его холстах образы могущественных повелительниц и губительных красавиц, властвующих над мужчинами и приносящих им гибель.

Галерея сверхженщин начинается с Афины Паллады, изображенной в золотых доспехах, увешанной оружием, уверенной в победе над всем мужским родом. Отдельные детали, впервые возникшие на этом полотне, впоследствии станут иметь первостепенное значение в дальнейшем творчестве мастера, к примеру, применение благородного металла и метаморфозы тела в узор, а орнамента – в плоть.

На картине по грудь изображена женщина в доспехах: из-под шлема, наполовину скрывающего ее лицо и голову, выбиваются пряди длинных каштановых волос, струящихся по груди. В согнутой и поднятой вверх руке она держит металлическое копье, слегка опираясь на него. В другой руке персонаж держит атрибут власти в виде шара с укрепленной на нем миниатюрной обнаженной женской фигуркой. Кольчуга из золотых колец украшена на шее щитком с отчеканенным на нем сатиром. Стоит она на фоне стены, покрытой рисунками женской фигуры с левой стороны от героини, а справа затененный рисунок мифического животного на фоне орнамента из колец, перекликающегося с кольчугой.

В отличие от других красавиц на холстах мастера, Афина источает могущество, властолюбие, ее воинственность имеет магнетическую природу. Блеск ее доспехов – блистающего шлема, нагрудника из золотых колец – соотносится с сиянием ее живых, горящих огнем глаз, которые стали символизировать отстаивание сецессионистами права на свободное самовыражение. Критики настолько впечатлились Афиной, что дали ей имя «демон сецессиона». Она дала старт новому витку в работах живописца, который назвали золотым периодом. В образе Афины Климта захватывала ее божественная суть.