Венецианская живопись всегда отличалась религиозной направленностью. Сандро Боттичелли один из тех художников, который реалистично показывал мир Бога и его творений. На картинах мастера существенно менялась Ранняя эпоха Возрождения на Высокий период. Активно используются масляные краски, делая колорит картин более насыщенным. Мягкий цвет предаёт очертаниям фигур утончённую форму.
Работа «Оплакивание Христа» передаёт, прежде всего, не внутренний мир действительности, а настроение. Эпизод евангелия самостоятельно передаёт чувства персонажей. Лицо Спасителя несёт на себе след от страданий и печали. Второстепенные фигуры, показывают глубокую грусть, которая очень сдержана на картине. Женщины и апостол склоняются над измученным телом Христа. Иосиф, изображённый с терновым венком в руке – он забрал тело у Пилата.
Окутанный плащаницей Спаситель безжизненно лежит, но в мыслях зрителя, он представляется спящим. Работа настолько передаёт настроение Святых, что невидимая сила заставляет сопереживать этот ужасный момент вместе с ними. Ведь Спаситель хотел добра для всех людей, а его приговорили к мучительной смерти. Фигуры христианской сцены не могут понять зачем? Убийство – грех. Работа пропитана прозрачными тусклыми тонами красок, которые придают угнетённую атмосферу. Столько скорби, и она реальна.
Сандро Боттичелли качественно показывает своё искусство изображения религиозных сцен. Не сравнить ни с чем его работы, так как берутся сцены проникнутые внутренним отблеском переживаний. Навязчивость этюдов отсутствует, что добавляет картине чувственности и энергии зрителя. Итальянский мастер заставил человека, задуматься о своей жизни и отношению к высшим силам. Актуальность этой проблемы остаётся и на сегодняшний день. Выбор между жизнью и смертью не находит ответа.
В период с 1495 по 1590 гг. Сандро Боттичелли создаёт два эмоциональных произведения с одним и тем же драматическим сюжетом – «Оплакивание Христа» или «Пьета». Это время нельзя назвать простым для мастера Возрождения. Огромный след в его душе оставила казнь монаха Савонаролы, чьими проповедями религиозный Боттичелли восхищался. Внутренний надлом совпал с угасанием популярности живописца – слава его померкла. Тогда-то и появляются очень реалистичные картины с самым пронзительным новозаветным повествованием. Представленное полотно — первая «Пьета».
Разумеется, и до и после Боттичелли этот сюжет не раз воспроизводили и кистью на полотне, и резцом в мраморе, но никогда до него рассказ не был столь пронзителен и реален. Отличительной особенностью «Пьеты» живописца явилось то, что Боттичелли не воспроизводит хрестоматийно главу из Библии, а показывает нам непреодолимое человеческое горе и страдание от потери близкого человека.
Многофигурная композиция объединена в единое целое, и связующим звеном всех присутствующих является скорбь, невыразимое страдание по невинной душе, которой было отпущено пройти тернистый путь к кресту и быть несправедливо и позорно распятым. Тело Иисуса лежит на коленях матери, лицо её, почти бескровное, как будто онемело, застыло. Над Марией стоит Иосиф Аримафейский, который держит в руках терновый венец и гвозди, что ещё недавно были забиты в руки и ноги Христа. Мария Магдалена припала к ногам Спасителя, прижимаясь к ранам мученика. Кто-то их оплакивающих и вовсе закрыл лицо руками, выражая глубочайшее горе. На лице же мёртвого Иисуса читается грусть и освобождение от мук. Можно подумать, что он спит. Все фигуры имеют приблизительно одинаковый размер и располагаются в одной плоскости.
Сандро Боттичелли известный своими спокойными тонами палитры, выдержанными образами Мадонн, бесстрастными портретами вдруг создал необычайно эмоциональную пронзительную картину, и неудивительно, что она не прошла незамеченной, несмотря на стремительно уходившую славу художника. Одним из зрителей был Джорджо Вазари, писатель и основоположник искусствоведения. Он видел первую «Пьету» Боттичелли в церкви Санта Марна Маджоре (Флоренция), для алтаря которой она и была написана, и оставил описание работы.