Возвращением Боттичелли мы обязаны английским художникам середины 19-го столетия, называвшим себя прерафаэлитами. В полном соответствии с названием, они обратились к искусству дорафаэлевского времени – средневековому и раннеренессансному. В нем они увидели непривычную одухотворенную красоту, искренность и глубокую религиозность, в нем заново открыли давно забытые образы и мотивы.
Одним из кумиров прерафаэлитов стал Боттичелли, но преклонение английских живописцев дало лишь первый импульс все возрастающей славе этого мастера. Европейская культура нашла и продолжает находить в его наследии что-то жизненно важное для себя. Что же?
Возможно, знакомство с “Рождением Венеры” – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять.
Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером. Он не так давно вернулся в родную Флоренцию из Рима, где выполнял почетный заказ папы Сикста IV: вместе с другими крупнейшими художниками расписывал фресками стены Сикстинской капеллы. Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи.
Самый яркий представитель этой банкирской династии, Лоренцо Великолепный, продолжал традиции своего деда Козимо и отца Пьеро, просвещенных тиранов и щедрых покровителей искусства, философии, поэзии.
Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом. Но еще жива была память о недавней трагедии: в 1478 г. заговорщики из семейства Пацци убили любимца всего города, младшего брата Лоренцо Великолепного Джулиано, а сам тиран лишь случайно избежал гибели и жестоко расправился с заговорщиками. Власть Медичи снова казалась безграничной, и среди тех, кто был отмечен и обласкан ею, – живописец Сандро Боттичелли.
Боттичелли по праву является одним из самых выдающихся представителей эпохи Возрождения. Первоначальный стиль мастера, был получен от его учителя, который во многом определяется исключительно в колорите, собственном типаже лиц и вниманию к деталям.
На примере «Автопортрета», прекрасно видно, как происходит становление собственного стиля. Он становится более мощней в плане осмысления не только графики, но и объемов в целом. Отдельное внимание хочется отметить именно на работу с энергичными охристыми тенями.
Этот прием делается для того, чтобы передать естественный телесный цвет, причем впоследствии, это становится его характерной чертой. Все эти качественные изменения проявляются в этой картине в более выраженной форме, чем в предыдущих.
Помимо всего прочего, нельзя не отметить, как Боттичелли стал емко и естественно передавать в своих полотнах реальность. Его живопись стала более повествовательной. Теперь тут удачнейшим образом переплетаются динамика и экспрессия, вместе с полной понятностью, которые рассказывают зрителю полную, и настоящую драматичность задуманного сюжета.
Также можно отметить зачатки уже начавшегося изменения палитры, переходя постепенно от своих привычных бледных колоритов, к более насыщенным.
При написании этой картины, основной идеей преобладал сам момент, который по задумке подобран идеальным образом. Игра с охрой проявляется не только на лицах полотна, но и на одежде главного героя полотна. Каждая складка его одеяния, очень качественно прорисована относительно игры тени.
Виден даже орнамент по краю одежды, который зачастую встречался на римских и греческих одеждах, тем самым давая понять, кто перед нами. Задний план в свою очередь, насыщен бледными тонами, для того чтобы добавить главному персонажу еще большего колорита.