Описание картины Сандро Боттичелли Ад - Сандро Боттичелли
Описание картины Сандро Боттичелли Ад

Описание картины Сандро Боттичелли Ад

Сандро Боттичелли – один из величайших художников Италии. Большинство людей помнит его как представителя Раннего Возрождения, прославившегося светлыми полотнами, изображающими юношей и девушек небесной красоты. Однако были у него и мрачные картины на религиозную тематику.

Его заинтересовал самый ужасный сюжет в христианской теологии – Ад. Боттичелли, картина которого на эту тему находится в данное время в Ватиканской библиотеке Рима, закончил ее написание в 1480 году. Ее полное название “Бездна ада”.

Она была создана художником в качестве иллюстрации к “Божественной Комедии” своего великого соотечественника.

Джорджо Вазари, который дает нам много сведений о биографии различных художников, пишет о периоде, в котором живописец стал увлекаться подобными темами, следующее. Алессандро очень прославился своими работами, и был приглашен Папой в Рим. Там он заработал много денег, но имея привычку к веселой и беспечной жизни, практически все их потратил и вынужден был вернуться домой. В связи с этим художник преисполнился глубокомыслия и стал увлекаться чтением Данте. Он сделал несколько рисунков, иллюстрирующих великое произведение последнего – “Божественную Комедию”.

В это время он не работал за деньги, и, таким образом, обеднел еще больше. “Ад” Боттичелли иллюстрировал вместе с другими частями этого произведения – “Раем” и “Чистилищем”. Приблизительно так можно охарактеризовать историю создания этого рисунка.

Известно, что художник является автором нескольких картин по мотивам знаменитого произведения сурового флорентийца. Однако именно этот цветной рисунок на пергаменте известен более других, потому что представляет собой своеобразную “адову карту”. Ведь Данте в своей книге описал не только грехи и ужасные мучения, на которые осуждены те, кто их совершал.

Он создал своего рода топографию Ада. Согласно поэту, преисподняя состоит из восьми кругов, а по периметру первого из них течет подземная река Ахерон. Из нее вытекают потоки, попадающие в пятый круг – болота Стигии, где наказываются гневные люди. Затем она превращается в кровавую реку Флегетон, а в девятом круге – с предателями – водопадом обрушивается в центр земли и замерзает. Эта ледяная бездна носит название Коцит.

Так выглядит Ад. Боттичелли, картина которого фактически является картой преисподней Данте, пытается точно следовать слову поэта.

Круги Ада, описанные флорентийским визионером, сужаются. Поэтому преисподняя его представляет собой своеобразную воронку, поставленную на кончик. Он упирается в центр земли, где заточен Люцифер.

Как говорится у автора, чем глубже ад, тем уже круг, тем страшней сотворенный грех. Самые страшные преступники, по мнению Данте – это предатели. Художник довольно подробно и тщательно изображает все перечисленные поэтом места, где томятся и мучаются грешники.

Другие рисунки, подобно иконописи прежних времен, показывают, как Вергилий и Данте посещают то один, то другой круг, и все их, перечисленные в поэме, остановки.

Интересно, что эта карта, созданная живописцем, стала весьма популярной в двадцатом веке. Например, известный романист Дэн Браун, автор нашумевшего “Кода да Винчи”, написал еще один бестселлер – “Инферно” . Боттичелли, картина которого фигурирует в данной книге в качестве своеобразного шифра, делается с легкой руки автора, пророком. Мол, в его “карте” указан способ “реализовать” некую модифицированную версию преисподней здесь и сейчас.

Однако этот роман, несмотря на всю свою фантастичность, заставил многих почитателей Брауна внимательно разглядывать рисунок великого Боттичелли.

Бездна Ада — Сандро Боттичелли. 1480. Пергамент и цветные карандаши. 32 x 47 см.

Современным зрителям Сандро Боттичелли представляется художником, главными мотивами произведений которого были красота, оптимизм, жизнеутверждающее начало. Однако это не совсем соответствует истине. Боттичелли был довольно загадочным и очень религиозным человеком, достаточно упомянуть, что он увлекался мрачными проповедями Савонаролы, и казнь этого монаха-реформатора оказала на живописца огромное влияние. Искусствоведы знают – в творчестве Боттичелли можно отыскать и достаточно трагические, пессимистичные произведение, одним из которых является картина, а точнее будет сказать рисунок, «Бездна Ада», именуемая также «Круги Ада», «Карта Ада» или лаконично «Ад».

В 1480 году Лоренцо Медичи заказывает иллюстрированный манускрипт с текстом популярной «Божественной комедии» Данте. Иллюстративная часть была возложена на Сандро Боттичелли, и хоть живописец не закончил сию работу, даже в этом виде она выглядит более чем впечатляюще. Из всех рисунков, «Бездна Ада» наиболее масштабная иллюстрация.

Данте представлял ад, как некую цикличную форму, где всё царство разделено на девять кругов, которые, в свою очередь, делятся на кольца. Боттичелли очень точно подошёл к тексту поэмы, изобразив не только все кольца и круги, но и отдельные остановки, которые по сюжету «Божественной комедии» делал Данте и его провожатый Вергилий на пути к центру земли.

Чем дальше круг – тем страшнее и тягостнее грех. Мы видим, как каждый грешник мучается после смерти за свои земные деяния. Боттичелли изображает ад в виде воронки, сужающейся к центру земли, туда, где живёт в заточении Люцифер.

1 круг – это некрещеные младенцы и ветхозаветные праведники, наказание которых безболезненная скорбь. Во 2 круге находятся сладострастники, которых истязают ураганом и ударами о скалы. 3 круг – обиталище обжор, гниющих под дождём, а 4 – скупердяи и растратчики, которые таскают с места на место тяжести и, сталкиваясь, ведут ожесточённые споры. В 5 круге находятся души унывающих и гневных, их наказание – драка в болоте с дном из душ унывающих. 6 круг встретил Данте лжеучителями и еретиками, лежащими в раскалённых могилах. В 7 круге — насильники, 8 круг – это находящиеся по щелям обманутые и обманщики. И, наконец, 9 круг представляет собой вместилище душ, совершивших самый страшный грех – предательство. Они навечно вмерзли в лёд по шею с обращёнными вниз лицами.

Чтобы понять масштабность и скрупулёзность работы Боттичелли, рисунок следует рассматривать очень внимательно, а при изучении репродукции придётся прибегнуть к помощи лупы — и тогда, перед зрителем развернётся всё повествование Данте со всей точностью и силой поэтического слова.

Одна из самых известных работ Алессандро Боттичелли была написана автором на пике славы в 1480 году. Картина имеет более полное название, а именно «Бездна ада» и является одной из иллюстраций произведения Данте «Божественная комедия». История написания картины достаточно интересна и примечательна.

После того, как Боттичели, по приглашению Папы отправился в Рим, на своих картинах он заработал много денег. Разгульная, легкая и безответственная жизнь художника привели его к нищете. После чего ему пришлось вернуться на родину. Раздумывая над своим образом жизни, Алессандро буквально зачитывается произведениями своего современника Данте Алигьери. Картина «Ад» является иллюстрацией к произведению Данте, этой работе художник посвятил много лет.

Картина представляет собой некую карту ада. Художник, в работе над своим произведением, с точностью следует описанию данного места в «Божественной комедии». Данте с точностью поэтического слова отразил некую топографию ада, а также описал мучения и грехи его обитателей. Следуя описанию поэта – 9 кругов составляют ад. Река Ахерон протекает по периметру первого круга, притоки этой реки втекают в болото Стигии, которое находится на пятом круге, где ведется наказание людей за излишний гнев. Следуя к девятому кругу, где наказание отбывают предатели, река стекает к центру земли в виде водопада и превращается в лед.

По описанию Данте чем дальше круг, тем он уже и тем ужаснее грех, сотворенный человеком. По версии автора «Божественной комедии», самое ужасное наказание человек несет за предательство в 9 круге преисподней. Боттичелли в точности следовал описанию поэта и изобразил ад в виде воронки, сужающейся к центру земли, где свое заточение проводит Люцифер.

Картина несет в себе аллегорический характер и по праву является мировым шедевром.