Описание триптиха Иеронима Босха Страшный суд - Картины голландских художников
Описание триптиха Иеронима Босха Страшный суд

Описание триптиха Иеронима Босха Страшный суд

Картину “Судный день” написал нидерландский династийный художник Иероним Босх в 1504-1505 годах.

Вся религия в одном гениальном триптихе

Полотно создано по заказу нидерландского помещика. Стиль исполнения очень похож на художников-сюрреалистов нашего времени. Так только считается, что работа 1504-1505 годов, но Босх никогда не датировал свои произведения, что крайне осложняет жизнь историкам и искусствоведам.

«Судный день» – самая масштабная во всех смыслах из сохранившихся творений Босха. За основу взять известный Библейский сюжет Страшного дня.

Это триптих – картина, состоящая из трех частей: справа изображен Ад, слева – Рай, а по центру – сам Судный день.

Центральная створка работы – Страшный суд. В верхней части изображен Спаситель, сидящий на престоле, рядом с ним его мать – Мадонна, защитница всех грешников. Ангелы в белых одеяниях трубят в трубы возле трона Иисуса Христа, оповещая всему человечеству о том, что День Страшного Суда настал.

Возле престола – небольшая горстка праведников. Так Босх говорит, что человек по природе своей склонен к грехопадению. Верхняя часть картины выполнена в светлых тонах, нижняя же – нарочито в темных. В сознании людей того времени мельница вызывала негативный отголосок: именно ее художник изобразил в самом низу. Один грешник крутит жернова мельницы, приводит ее в движение и давит других. Это еще не Ад, но мучения уже начались.

Правая створка изображает Ад. Босх демонстрирует его мрачным, переполненным. Несчастные персонажи проколоты ножами, копьями, арбалетами. Людей варят заживо и пытают огнем. Эта часть триптиха выполнена в темной палитре, с добавлением кроваво-красного цвета.

Левая створка посвящена картинам Рая и выполнена в приятных глазу зеленых красках. Босх представил рай в свойственной ему манере: он не стал писать, какие блага ждут праведника. А вместо этого в левой части триптиха – несколько библейских сцен.

Центральное место занимает сотворение Евы. Чуть далее показано искушение Адама и Евы, их грехопадение. Далее – херувим, который по воле Бога изгоняет из райских садов Адама и Еву. Также Босх не оставил без внимания мятеж Люцифера с ангелами и изгнание их в Ад.

Работа Иеронима Босха «Судный день» считается одним из самых выдающихся произведений не только того времени, но и современности.

Страшный суд — Иероним Босх. 1504. Дерево, масло. 163,7 x 247 см.

Тематика Страшного суда – распространенный мотив в искусстве, но до Босха, да и после него никто не смог изобразить расплату человечества за грехи столь фантасмагорично и неординарно. Если уж современного человека впечатляют картины Босха, то что говорить о его современниках. Эти люди наверняка считали, что художник своими глазами видел чудовищ ада, потому что заподозрить, что кто-то сможет такое выдумать, в то время людям было крайне сложно.

Картина состоит из трех частей, то есть это триптих, также очень часто использовавшийся в церковном искусстве, особенно во времена Средневековья. Распределение «ролей» в триптихе тоже вполне традиционное: посередине – собственно Страшный суд, слева – Рай, справа – Ад. Но на этом традиции заканчиваются, и начинается Босх.

Если бы речь не шла о самом начале XVI века, триптих можно было бы вполне свободно принять за произведение художника-сюрреалиста из нашего времени. У Босха нет ограничений в пропорциях, пространственной конфигурации, перспективе или сочетаемости предметов. Какая перспектива в аду? Все представляется чудовищным нагромождением жутких образов, поэтому картину рассматривать нужно буквально по сантиметрам.

Страшный суд

Внимательно рассматривая это изображение, можно понять отношение самого художника к окружающей его действительности. Традиционное деление картины на части: верхняя – небеса, нижняя – земля оказывается неравномерным. Две трети центральной доски занято изображением попадающих в ад грешников, и лишь одна треть посвящена небесному существованию.

Эта верхняя часть традиционна – в центре Иисус Христос, его мать – Дева Мария, заступница грешников перед своим божественным сыном, трубящие ангелы и жалкая горстка праведников у радужного престола. На небесах не густо с обитателями, потому что подавляющее большинство людей оказывается грешниками, угодившими прямо в адское горнило.

Нижняя часть картины выполнена темными красками, чтобы подчеркнуть мрачность происходящего. Вот здесь и начинается самый что ни на есть сюрреализм. Чтобы оценить фантазию художника, потребуется быть как минимум клиническим психиатром.

Ад

Здесь гениальность (или безумие?) мастера проявилась во всей своей красе. Порой его персонажи настолько образны, что современному зрителю практически невозможно угадать истинный смысл который вкладывал художник в изображения. Тем не менее, ад оказывается местом переполненным, что ясно дает понять позицию Босха: человечество грешно по своей природе и почти всех после смерти ждет это устрашающее место с ножами, копьями, пытками и адским пламенем.

Рай

Те, кто надеялся на благостное изображение райского сада с цветочками и птичками, будут жестоко разочарованы. У Босха не бывает идиллии. Вместо пасторальных сцен он изобразил несколько сцен, опять-таки связанных с грехопадением: искушение Адама и Евы, изгнание их из рая, мятеж падших ангелов во главе с Люцифером против Господа и их низвержение в ад.

Художественные и смысловые приемы Босха настольно необычны и интересны, что и по прошествии нескольких веков его работы остаются популярными и широко известными. Отсылки на «Страшный суд» встречаются во многих произведениях, не только в картинах, но и в литературе и кинематографе. Это лучший памятник великому и ужасному Иерониму Босху.

«Страшный суд» Босха – одна из самых впечатляющих его работ, а также одна из самых впечатляющих работ на эту тематику вообще. Она была выполнена по заказу наместника Нидерландов и является самым крупным из сохранившихся творений Художника.

Сюжет триптиха понятен интуитивно любому, кто знаком с христианскими преданиями хоть в какой-то мере. На левой створке изображен Рай – на ней рассказывается самое начало библейской истории. Вот Господь сотворяет Еву из ребра спящего Адама. Вот Адам вместе с Евой пробуют запретные яблоки с дерева познания добра и зла. Вот сияющий архангел с мечом в руке изгоняет их из райского сада. В облаках над ними ангелы бьются с падшими ангелами, сбрасывая тех вниз. А над ними Христос в сиянии славы и силы.

Средняя створка изображает Страшный Суд. Наверху происходит судилище, трубят трубы последнего часа, ангелы толпятся у трона Спасителя, и праведники стоят у его ног, готовясь взойти в рай – примечательно, что по сравнению с грешниками их очень немного, что может выражать пессимизм художника, считающего, что праведников на земле не так уж и много. А под ними начинается ад. Вращаются мельничные жернова, грешников терзают дьяволы, грешники причиняют боль другим грешникам, и хотя это только картина суда, она уже весьма похожа на ад.

Последняя створка – собственно, ад, и она навевает исключительно неприятные мысли о конечности жизни и о том, что если ад и в самом деле таков, то лучше не грешить. Фантазия Босха проявляется во всей красе – грешников мучат, протыкают стрелами и лезвиями, сжигают, варят заживо, разрывают на куски, подвешивают, как свиные туши, на крюки. Насколько пресен рай – настолько же жив и графичен ад, словно он художнику куда ближе.

Если художник и ставил себе какую-то цель, то эта цель – отвратить грешников от ада самым простым способом. Запугав их.