Описание картины Питера Брейгеля Притча о слепых - Питер Брейгель
Описание картины Питера Брейгеля Притча о слепых

Описание картины Питера Брейгеля Притча о слепых

Знаменитый художественный шедевр «Притча о слепых» Питер Брейгель Старший написал незадолго до своей кончины. Сюжет картины воплотился в жанровой, религиозной и аллегорической сценах.

Работа была создана в период военных столкновений испанцев с нидерландцами. В это время везде царила разруха, произвол, террор и смерти людей. Тех, кто был не согласен с новым правлением страны, безжалостно уничтожались испанцами, а остальные подчинялись новой власти. Революция потрясла художника, и он, полный дум и переживаний о судьбе своей страны, написал философскую картину «Притча о слепых». В ней скрыт огромный духовный, жизненный смысл. Он заключался в трагической неизбежности судьбы нидерландского народа и времени, в котором он жил.

Художник талантливо и мудро отразил в своей работе образ человечества, утопающего во тьме, если он не идёт по верному, правильному пути. Каждый из героев сюжета картины олицетворяет людские пороки – лень, жадность, злобу, жестокость, равнодушие, гордыню, лицемерие, зависть, блуд. Они закрывают человеку глаза, разъедают ядом душу и накрывают их облаком духовной безнравственности.

Питер Брейгель изобразил на холсте окрестности местности Брабанта, расположенную в южных Нидерландах. По дороге движется вереница шести слепых людей. Они держатся друг за друга. В руках у них посохи. Эти люди выглядят жалко и уродливо. Они глубоко несчастны. Сгорбленные калеки странствуя по деревням просят милостыню и приют. Им плохо живётся на свете. Они не видят мир и его красоту. Возможно, у них есть родственники, но убогие никому не нужны. Слепцы держатся вместе, влача своё нищенское существование.

Сюжет картины полон драматизма. Слепой поводырь, ведущий остальных людей, оступился и упал в яму у пруда. Второй человек теряет опору и падает вслед за ним. Такая же участь ждёт и остальных калек. Они ещё не догадываются об этом и спокойно идут по дороге, опираясь на другого. Стоит туманная осенняя погода, несущая тишину и спокойствие. Солнце восходит над землёй. Вдали видна церковь со шпилем. На лугу пасутся коровы. Природа замерла в ожидании неизбежности, но и она безучастна ко всему. В работе художник использовал светлые и тёмные тона, соблюдая контрасты цветов. Особенно ярки и динамичны краски в центре композиции.

Сюжет картины основан на причте о слепых из Библии: «Если один слепой человек ведёт другого незрячего, то они вместе упадут в пропасть». Мораль ясна и проста! Слепой — не тот, кто ничего не видит, а тот, кто слепо верит вождю, идя за ним! Заблуждения и духовная слепота ведут к падению обоих индивидуумов.

Картина несёт глубокое осознание жизни. Она прекрасно будет смотреться в рабочем кабинете, религиозных организациях, учебных центрах и образовательных учреждениях.

Сюжет картины “Притча о слепых” или “Слепые” связан с евангельской притчей о неразумном слепце, который взялся быть поводырем у своих собратьев по несчастью. “Может ли слепой водить слепого?”, говорится в Евангелии от Матфея. “Оставьте их! Они слепые вожди слепых, а если слепой ведет слепого, то они оба упадут в яму”. Несколько веков эта притча служила назидательным примерном неразумного поведения людей, находящихся под властью духовного ослепления.

Христианские мотивы у Брейгеля причудливо переплетаются с реалистической символикой. Шестеро несчастных бредут по неровной, словно вздыбившейся земле, держать друг за друга, но вот происходит беда – слепой поводырь не смог нащупать своим посохом того места, где кончается пригорок. Вместе со своим скарбом он падает в реку и тянет за собой идущих сзади.

Брейгель-старший последовательно, как при замедленной съемке, изобразил все фазы падения, которое по цепочке передается от первого слепца к тем, кто идет следом и неминуемо окажется в реке.

Любопытно, что художник показал различные болезни слепоты с такой точностью, что современные окулисты смогли поставить диагнозы персонажам картины. Так, третий слепец страдает от лейкомы роговицы, а у второго выбиты глаза. Брейгель использовал необычную технику живописи под названием “квацо”, вероятно он заимствовал ее у своей тещи – художницы-миниатюристки Макин Верхольц. Сильное разбавление темпера при нанесении на холст имитирует дорогие изображения на коврах. Безжалостное любопытство художника к уродливым искалеченным людям было в духе того времени.

Уродство считалось комичным и неизменно смешило публику. У самого живописца нет ни капли жалости к своим персонажам. Через физическое уродство Брейгель передает духовную слепоту людей-марионеток, который движутся на встречу неведомой, но неизбежной и страшной гибели.

Питеру Брейгелю и его современникам досталась нелегкая судьба. Религиозная нетерпимость, виселицы и костры инквизиции были обычным явлением. В 1567 году, за год до написания картины “Притча о слепых”, испанские завоеватели установили в Нидерландах жесточайший террор. Было казнено более 8 тысяч человек.

Но в ответ на героическое сопротивление народа высшее общество, подобно незрячему поводырю, предпочло примкнуть к завоевателям. Некоторые исследователи предполагают, что именно разочарование в жизни и в людях подвигло Питера на создание картины “Слепые”.

Уродство и злоба персонажей соседствуют с величественной красотой природы. Художник изобразил тихий и безлюдный пейзаж. холмистая равнина, островерхие деревенские домики и маленький уютный храм. Эта небольшая сельская церквушка и поныне стоит в окрестностях Брюсселя. Спокойствие и свежесть Брейгелевского пейзажа говорят о вечности мира.

Прекрасно выглядит даже речка, где суждено захлебнуться всем шестерым. На фоне тихой красоты мира фигуры слепцов кажутся еще более отталкивающими и страшными. Показывая контраст между безмятежным пейзажем и уродством глупых озлобленных людей, художник видит духовную красоту лишь в природе.

Мотив евангельской притчи о слепых Питер уже использовал в композиции своей картины “Фламандские пословицы” с философской аннотацией.

Во время общественных потрясений, царивших в Нидерландах в 16 веке, полотна моралиста Питера Брейгеля имели не меньший вес, чем гуманистические литературные произведения. Великий художник положил начало технике пейзажа, которая используется и в наши дни, а его картина “Притча о слепых”, написанная за год до смерти, предостерегает человечества от вступления на ложный путь – дорогу во мраке духовных сомнений.

Данное произведение искусствоведы считают иллюстрацией к библейской притче. Картина буквально цитирует слова Иисуса, обращенные к фарисеям: «Они слепые вожди слепых; а если слепой ведёт слепого, то они оба упадут в яму» (Мф, 15:14).

Некоторые историки даже полагают, что работа стала реакцией художника на жестокую политику Испанских Нидерландов. Для борьбы с протестантским движением в стране был учрежден Кровавый совет, известный массовыми казнями и арестами. Подтверждает эту версию с политической и религиозной подоплекой церковь, изображенная на картине на заднем плане.

На холсте изображено шестеро мужчин: все они обезображены определенной глазной болезнью. Брейгель талантливо изобразил признаки отмирания глазных нервов, удаленного глазного яблока или бельма. Головы мужчин приподняты, что позволяет им лучше ориентироваться в пространстве с помощью слуха или осязания. Но это их не спасет, ведь все шесть слепых выстроились в вереницу, держась за впередистоящего человека руками или посохами. Они отчаянно цепляются друг за друга, позабыв, что их предводитель так же слеп, и не видит дороги перед собой. Более того, слепцы не подозревают, что первый идущий уже летит в яму, увлекая их всех за собой.

Особенно интересно то, что изображенные слепые – не обычные нищие бродяги, слоняющиеся по дорогам в поисках подаяния. На них хорошая одежда, новые не стоптанные башмаки, у одного на шее даже висит распятие – все говорит о их высоком положении в обществе. И слепота этих мужчин на самом деле не физическая, а духовная. Они не видят истинного положения вещей, поэтому совершают глупые недальновидные поступки, которые вскоре приведут к падению в глубокую социальную яму.

Именно так Брейгель видел правящую верхушку и аллегорически изобразил это в своей работе. Но картина не случайно считается шедевром живописи – ее сюжет актуален во все времена, поскольку обличает духовных слепцов и тех, кто имеет глупость следовать на ними.

Картина написана в 1568 году. Сегодня она находится в Музее Каподимонте в Неаполе.

Тот, кому довелось читать замечательный роман Шарля де Костера «Легенда о Тиле Уленшпигеле», наверняка знает, что во времена нидерландской революции, в жестокой борьбе с испанцами за независимость, принимал участие весь народ.

В этих событиях участвовал и один из самых крупных нидерландских художников, рисовальщиков и граверов, который также являлся принимал участие в зарождении реалистического фламандского и голландского искусства Питер Брейгель Старший.

Он был художником-мыслителем, постоянно и напряженно думающим о смысле жизни, Брейгель намного сумел опередить свое время. Его яркий талант не вмещался в рамки общепринятых понятий и жанров искусства.

Главной темой работ Брейгеля является изображение нидерландских крестьян и ремесленников города. Он был одним из первых живописцев, которые стали изображать труд человека. Он не имел желания создать идеальный образ людей из народа, он наоборот старался делать их образы максимально естественными, непосредственными, нарочито грубыми.

В картинах этого художника всегда присутствовала некая доля озорного юмора. Характерными в этом отношении являются и гротескные фигуры калек и нищих, которых художник изображал не раз. Биографы Брейгеля говорят, что он специально переодевался в крестьянский наряд, чтобы ходить по деревням, лучше узнать и изучить своих изображаемых персонажей.

Еще одна характерная черта художественных полотен Брейгеля – это их характер притч. Обычно, любая его картина являлась не простым изображением группы людей на фоне пейзажа, она также являлась иллюстрацией какой-либо известной историй. Это очень заметно в его последней картине художника «Слепые» (1568 г.), в которой он представил известную притчу о слепце, ведущем других слепых.

Эта картина имеет также несколько других названий — «Парабола слепых», «Слепые», «Слепой ведет слепого», «Слепой ведет незрячего». Для сюжета картины художник выбрал библейскую притчу о слепых, в которой говориться о том, что если слепой поведет слепого, то оба свалятся в яму.