Картина «Художник и знаток» («Автопортрет с заказчиком») выполнена фламандским художником Питером Брейгелем Старшим в 1565 году тушью и пером на бумаге.
Жанр – автопортрет.
Центральное место произведения занимает художник, через плечо его заглядывает заказчик. Голова мастера повернута на три четверти. Большая часть лица закрыта бородой и волосами. Открытыми остаются только глаза, нос, рот и щека. Под насупленными густыми бровями – глаза, полные сосредоточенности и глубокого интереса, пытающиеся охватить всю картину целиком. Уголки плотно сомкнутых губ опущены вниз. Возникает впечатление, будто художник пережевывает, пробует на вкус свою работу.
На густых растрепанных волосах – круглая шапочка. Художник одет в куртку из простого материала, перевязанную тонким пояском. Рукава завернуты, открывают точеные, будто деревянные, руки. Грубо проработанные, угловатые пальцы и кисть абсолютно не похожи на мягкие контуры лица. Руки привыкли открыто, легко и твердо держать кисть. Кажется, они живут своей жизнью, обладают энергией и силой дарить жизнь.
Весь образ мастера проникнут глубиной, утонченностью, изящностью и любовью к своей работой.
Из-за спины художника выглядывает заказчик. Он нарисован в профиль. Глаза скрываются за очками. Зритель может уловить в той малой частичке глаза, которая ему открыта, лишь некоторый интерес, любопытство к работе мастера. Нос огромный. Рот – узкая полуоткрытая щелка. Его лицо проработано более глубокими, уверенными линиями, чем образ художника. В облике заказчика нет ни намека на чувственность, доброту, уважение к творцу, его вдохновенности и работе. Кажется, даже глядя на картину, герой занимается только тем, что подсчитывает деньги.
Заказчик одет в простую куртку с ремнем. Рукава не отвернуты, рука практически полностью скрыта, видна только часть кулака, в котором запрятан кошелек.
Картина – ясна и трагична. Духовно богатый, но бедный в плане денег мастер противопоставлен богатому, но духовно бедному заказчику.
Работа хранится в Музее графического искусства Альбертина, Вена.