Описание картины Питера Брейгеля Триумф Смерти - Питер Брейгель
Описание картины Питера Брейгеля Триумф Смерти

Описание картины Питера Брейгеля Триумф Смерти

Брейгель не придумывает этот сюжет. Еще готическое средневековье разработало довольно тщательно дифференцированную иконографию плясок смерти, триумфов смерти, искусства умирать. Это разные иконографические мотивы. “Пляски смерти” представляли собой обычно серии сюжетов, изображающих хоровод, где скелеты, судорожно подпрыгивая, увлекают в танце людей из самых разных слоев общества: императоров, кардиналов, купцов. “Триумфы смерти” – это именно картины, в которых чаще всего скелеты или смерть с косой в виде истлевшего трупа завладевает миром.

В Нидерландах свирепствовала инквизиция, испанцы огнем и мечом пытались подавить народное восстание. Все это нашло отражение в творчестве художника.

В написанной около 1562 года картине “Триумф Смерти” Брейгель, как бы глядя на мир сквозь призму Босха, создает жуткий “панегирик” Смерти: в зареве пожаров ставшая бесплодной и безлюдной земля, покрытая столбами с колесами пыток и виселицами; на горизонте – такое же пустынное море с гибнущими кораблями.

Впечатление зловещей фантастичности усилено еще и тем, что Питер Брейгель представил Смерть в виде бесчисленных полчищ воинов-скелетов, влекущих толпы людей – кардиналов и королей, крестьян и солдат, женщин и монахов, рыцарей, любовников, пирующих – к огромному распахнутому гробу. Человечество перед лицом Смерти по мнению Питера Брейгеля предстает как бессильная множественность слепых частиц в царстве бессмыслицы, жестокости и всеобщей гибели.

Пространство, охваченное картиной, изобилует самыми разными сценами, наполнено различной символикой. Здесь и символическое изображение средневекового понимания “триумфа смерти”, где она изображена в виде скелета на тощем коне, и “пляска смерти”, в которой перед неизбежным концом все равны.

В правом углу показан стол, окруженный пирующими и предающимися разврату молодыми людьми; их также поджидает смерть.

В левом углу изображена лежащая фигура в короне, в алой мантии на горностаевом меху, в латах, которого смерть-скелет ; смерть, уже предъявившая на него свои права, теперь интересуется лежащим рядом с королем золотом, добытым обманом и стяжательством.

Рядом кардинал в широкополой шляпе, изображенный со спины, простая горожанка, упавшая ниц; рядом с ней грудной ребенок, которого нюхает пес-скелет. Тощая лошадь, управляемая скелетом, влечет полную черепов телегу.

На высоком парапете, рядом с круглым зданием классической архитектуры, скелеты, облаченные в некое подобие белых тог, сгруппировавшись вокруг креста, предстают неким трибуналом На втором плане картины – пейзаж, усеянный виселицами с повешенными, скелетами, сценами битв и пожарищами.

Когда рассматриваешь детали, то поражаешься одному обстоятельству: здесь сотни скелетов, сотни черепов. Ну что можно “выжать”, так сказать, в художественном, образном отношении из черепа? Ведь все абсолютно однообразны.

Но Брейгель изображает их в таких разворотах, в таких положениях, что эти черепа как бы приобретают мимику. Они кажутся то подмигивающими, то скалящимися, то улыбающимися какой-то дьявольской ухмылкой, то, наоборот, угрожающе смотрящими провалами своих глаз. Эти детали замечательно выполнены художником и свидетельствуют о его высочайшем мастерстве.

Полотно “Триумф смерти” напоминает человечеству о неотвратимости смерти. Автор считает смерть завершением всего, ибо она не оставляет никаких надежд – ни на славу ни на вечность. Скелеты вершат свой страшный суд, которого никто не избежит – ни царь, ни раб, ни проповедник, ни грешник.

Люди, пытаясь спасти от смерти, устремляются в лаз, на крышке которого тоже стоит крест, но это место кажется не спасением, а своеобразной мышеловкой смерти. Мир гибнет под похоронный бой колоколов, раскачиваемых скелетами в верхнем левом углу картины.

Картину «Триумф смерти» написал великий художник Питер Брейгель примерно в 1562 году. На огромном полотне художник изобразил безжизненную выжженную землю, на которой хозяйничают бесчисленные толпы скелетов. Они сеют на земле смерть и страх, устраивая пытки и мучая живых людей.

На картине зритель видит огромное количество трупов, лежащих прямо на дорогах, сваленных в повозки, которые увозят скелеты. Еще живые люди в ужасе бегут в укрытия, кто-то пытается бороться с мертвым войском, кто-то уже в панике и страхе преклоняет колено.

Некоторые, осознав бессмысленность борьбы и неизбежность смерти, смирились с судьбой и продолжают совершать какие-то действия по привычке. Несколько таких человек зритель замечает на картине — один из них играет на лютне, повернувшись лицом к своей испуганной даме.

В центре картины скелет на костлявом коне собирает свою страшную жатву в повозку. В левой части полотна в латах и в царском одеянии лежит умирающий царь, его поддерживает один из скелетов, держа в руках песочные часы — символ стремительно утекающего времени.

Укрытия, в которые спешат обезумевшие от ужаса люди, при взгляде сверху оказываются огромными гробами. В верхнем левом углу несколько скелетов звонят в колокола, предвещая и прославляя смерть. Мир гибнет, не щадя ни простых людей ни царей.

Изображенный на картине хаос символизирует настроения того времени, разрозненность и страх в преддверии Нидерландской революции. Картина показывает не только настроения людей, но и некоторые аспекты обыденной жизни людей середины XVI века. Художник изобразил некоторые детали одежды того времени, а так же атрибуты развлечений — игральные карты и нарды, множество музыкальных инструментов.

Первое упоминание о картине можно найти в описании имущества, принадлежащего Филипсу ван Валкениссе, а в 1614 году картина уже находится в коллекции королевы Испании Елизаветы. Картина хранилась во дворце Ла-Гранха до 1827 года, а после этого была передана в Национальный музей Прадо в Мадриде, где и находится по сегодняшний день.

Нидерландский живописец и график Питер Брейгель — один из самых известных и значительных художников, носивших эту фамилию. Брейгель объединил своим творчеством художественные традиции и выражения современного мироощущения Позднего Ренессанса.

Увеличенный фрагмент картины Триумф смерти — Питер Брейгель

Полотно «Триумф смерти» напоминает человечеству о неотвратимости смерти. Автор считает смерть завершением всего, ибо она не оставляет никаких надежд — ни на славу ни на вечность. Смерть представлена в виде армии скелетов, выставивших вместо щитов гробовые крышки с крестами. Скелеты вершат свой страшный суд, которого никто не избежит — ни царь, ни раб, ни проповедник, ни грешник. Люди, пытаясь спасти от смерти, устремляются в лаз, на крышке которого тоже стоиг крест, но это место кажется не спасением, а своеобразной мышеловкой смерти.

Картина Питера Брейгеля «Триумф смерти» необыкновенно мрачная. На ней изображено торжество смерти, которое царит во всем. Ощущается поистине глобальный конец всего человечества, хотя здесь, в отличие от более ранних полотен художника, бесовщины нет.

Вдруг произошло так, что законы прервались, а некая граница между царством живых и царством мертвых, которая была недостаточно надежна, прорвана.

Живописец не придумал этот сюжет. Еще в эпоху средневековья существовали в иконах подобные мотивы. В таких картинах миром начинает править смерть с вечной косой.

Брейгель объединил те мотивы, которые существовали до него, и создал нечто свое. В его интерпретации смерть косит всех. Живописец также привнес элемент издевательства над людьми (смерть кажется внешне милосердной). Брейгель создает панораму, наблюдая за всем происходящим с высоты.

Некоторые пытаются сопротивляться. Так человек высокого роста, пытается противостоять Смерти, но тщетно. Мы видим пару влюбленных, которые занимаются музыкой и совершенно не подозревают о том, что случится в следующее мгновение.

В процессе тщательного рассматривания деталей поражает то, что повсюду разбросаны сотни черепов и скелетов. Художнику удается изобразить, казалось бы, однообразные черепа в таких невероятных положениях, что они обретают определенную мимику.

Земля совершенно пуста и бесплодна. Вместо растительности здесь виселицы и колеса для казни.

На картине изображено судилище мертвецов. Мы видим на возвышении скелеты, одетые в некое подобие тог белого цвета. Они словно трибунал. Современники Брейгеля узнавали в такой сцене явный намек на Святую инквизицию и ее трибунал.

Произведение Брейгеля более, чем актуально, но смысл его скрыт под абсолютно традиционными мотивами сюжета./