Описание картины Питера Брейгеля Фламандские пословицы - Питер Брейгель
Описание картины Питера Брейгеля Фламандские пословицы

Описание картины Питера Брейгеля Фламандские пословицы

В середине шестнадцатого века Брейгель пишет картину, на которой изображает все известные Фламандские пословицы в их буквальном значении. Многие изображения исследователи расшифровали, но значительная часть поговорок была забыта, поэтому произведение содержит множество загадок для современных искусствоведов.

На первый взгляд, полотно изображает жанровую сцену о жизни фламандцев. И лишь приглядевшись, можно заметить, что каждая деталь на картине обладает двойным, а то и тройным смыслом. Так, например, мужчина, закованный в доспехи, держит в зубах нож и одновременно вешает бубенчик на шею кота, символизирует сразу несколько пословиц. Нож в зубах означает «быть вооруженным до зубов» и «кусать железо» — то есть обманывать, не зная стыда. При этом, тот, кто вешает на кота колокольчик, не позволит ему поймать ни одной мыши, а значит, делает нечто глупое и опрометчивое.

В левой верхней части произведения изображены знакомые современному зрителю выражения. Брошенные игральные карты выражают зависимость от случая (как карта ляжет) и крылатую фразу «жребий брошен» — то есть решение принято и изменить что-либо уже нельзя. Мужчина в шутовском костюме с колодой олицетворяет пословицу о том, что дуракам везет. Рядом с ним в окне видны двое, держащие друг друга за нос – они явно нечестны между собой. Под шутом изображен перевернутый глобус (мир перевернулся, все идет не так, как надо). В другом оконном проеме мужчина собирается помочиться на изображение месяца (русский аналог – мочиться против ветра).

Другие изображения не так очевидны. Торты, лежащие вместо черепицы, означают несусветное богатство, заплатки на козырьке означают, что старая вещь требует большего ухода. Некоторые символы крайне лаконичны: висящий нож означает необходимость высокой сноровки, висящие ножницы – обман, а стоящие деревянные ботинки – напрасное ожидание.

Исследователи смогли расшифровать более сотни посланий, но их на картине явно больше. Основная художественная идея мастера заключается в том, что крылатые выражения, использующиеся в культуре – это показатель ума и интеллекта людей, фокусировка на определенных проблемах и пороках общества. И визуальный анализ пословиц или поговорок может стать лучшим путеводителем по культуре каждого народа. Ярче всего в своей картине художник высмеивает слабость, глупость людей, абсурдность их привычек.

Обращаясь к национальной традиции, к фольклору и народным пословицам, Брейгель философски переосмысляет их и – подобно Эразму Роттердамскому – создает на основе фольклора панораму современного общества. Различные пороки – скупость, себялюбие, чревоугодие, любострастие и т. д. – воплощаются в образах живых людей, их конкретных поступках. Брейгель не навязывает зрителю своих выводов, не выделяет фигуры носителей порока из общего течения деревенской жизни.

На тему пороков и добродетелей Питером Брейгелем созданы циклы рисунков, предназначенные для воспроизведения в гравюрах. Коллекционирование пословиц – одно из многих выражений энциклопедического духа XVI столетия. Начало этому увлечению положил в 1500 году великий гуманист эпохи Северного Возрождения Эразм Роттердамский.

За его публикацией пословиц и знаменитых изречений латинских авторов последовали фламандские и немецкие собрания. В 1564 году вышел в свет сатирический роман Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль”, где описывается остров пословиц.

К 1558 году Брейгель уже написал цикл “Двенадцать пословиц”, состоявший из отдельных небольших досок. И его “деревня” пословиц не имела в прошлом прецедентов; это не просто набор пословиц, как-то насильно сведенных вместе, но тщательно проработанная картина. Идентифицировано более сотни пословиц и идиоматических выражений, многие из которых уже давно вышли из употребления, – они отражают куда более откровенный язык тех дней!

Подавляющая часть – о глупом, безнравственном или же безумном поведении.

В беседке, являющейся центром картины, дьявол выслушивает исповедь; правее монах издевается над Христом, приделывая ему бороду; слева от него женщина набрасывает на плечи мужа голубой плащ, что означает супружескую измену; глобус укреплен на стене дома навершием вниз, что означает “перевернутый мир”, который и становится главной темой картины. Кстати, поэтому картина иногда фигурирует именно под названием: “Мир вверх тормашками”.

Один человек заставляет глобус крутиться на своем большом пальце, а другой никак не дотянется от одной булки до другой – то есть с деньгами у него туго. Если прольешь кашу, то ложкой в чан ее уже не собрать; а попытка раскрыть рот шире, чем печная дверца, означает явную переоценку своих способностей. Как и в случае с “Детскими играми”, кистью Брейгеля движет не только страсть к собирательству, но также особое, довольно-таки скептическое отношение к своим современникам.

Нидерландские пословицы — Питер Брейгель Старший. Холст, масло. 117 x 163 см.

Великолепный художественный шедевр «Нидерландские пословицы» изобразил Питер Брейгель Старший! Он вложил в работу много творческой фантазии, энергии, вдохновения. Картина выполнена в стиле Северного Возрождения. Её сюжет – жанровая сцена.

Художественное творение необычно и уникально! На нём в человеческих образах изображено около 100 голландских пословиц, отражающих пороки и добродетели. Мастер кисти философски продумывал каждый эпизод картины. На основе философского искусства он талантливо и гениально создал жизнь современного общества.

Пословицы в картинках правдиво отражают добро, зло, лень, трудолюбие, жадность, скупость, чревоугодие, гордыню, хвастовство, зазнайство, зависть, равнодушие, кротость, терпение, смирение. Персонажи бросают деньги в воду, бьются лбом о стену, копают землю, висят в пространстве, «кусают» железо, грызут столбы, водят друг друга за носы, сидят в золе, перепачканные в саже, между двух стульев, жарят селёдку, ловят петуха, вешают на кота колокольчики, ставят палки в колёса, зевают в печь, тянут канат и т.д.

Питер Брейгель использовал в работе яркие цвета на красно-коричневом фоне. Силуэты людей выделены чёткими контурными линиями. Картина вся словно в движении сюжетна и динамична. Каждый человек выполняет определённое действие в соответствии со своим характером, принципами, утверждениями, мировоззрением.

«Зашифрованные» фламандские пословицы учат многому! Их значение разнообразно и символично. Изображённый на картине человек, кусающий железо, олицетворяет вруна и болтуна. Мужчина, вешающий на шею кота колокольчик, совершает опрометчивый, бездумный поступок. Цвета также несут смысл. Красный цвет символизирует грех и падение; голубой обозначает обман; синий – невежество. Женщина, накидывающая голубой плащ на своего супруга, изменяет ему в отношениях.

В центре художественной композиции человек читает исповедь «дьяволу» и выдаёт врагу секреты, предавая товарищей. Мужчина в красном головном уборе «держит в руках свечу, показывая её демону». Это означает, что он бестолков и неразборчив в выборе друзей. Прядильщицы прядут пряжу – распускают сплетни. Справа человек, окружённый свиньями, «бросает перед ними жемчуг», совершая бесполезные усилия. Мужчина, стоящий на башне, бросает с неё перья. Это обозначает его бесцельный труд. В окне башни женщина смотрит на аиста, попусту тратя своё драгоценное время.

Лодка на заднем плане картины напоминает о том, что при благоприятных обстоятельствах можно легко и быстро добиться успеха в делах. Она плавно и быстро плывёт навстречу счастливому дню. Если плыть против течения, в жизни ничего нельзя добиться. Большинство пословиц осуждают бездельников и безнравственных людей. Шар в перевёрнутом виде — земной мир, наоборот, несёт главную идею этого замечательного шедевра.

Картина развивает фантазию, выдумку, воображение; укрепляет память, внимание; способствует логическому мышлению, стимулируя интеллектуальные способности. Она будет прекрасно смотреться в домашнем интерьере гостиной, учебных центрах и образовательных учреждениях.