Описание картины Питера Брейгеля Путь на Голгофу - Питер Брейгель
Описание картины Питера Брейгеля Путь на Голгофу

Описание картины Питера Брейгеля Путь на Голгофу

Картина входит в число шестнадцати полотен Брейгеля Старшего, включенных в инвентарный список богатого антверпенского коллекционера Никласа Йонгелинка, составленный в 1566. Йонгелинк, неоднократно обращавшийся к Брейгелю, возможно, выступил в роли заказчика и этой работы.

Произведения Брейгеля из коллекции Йонгелинка перешли во владение городских властей Антверпена в год составления списка. В 1604 году работа упоминается в составе пражской коллекции императора Священной Римской империи Рудольфа II, откуда она была перевезена в Вену. С 1809 по 1815 год работа в составе других военных трофеев, реквизированных Наполеоном Бонапартом, находилась в Париже.

Композиция произведения достаточно традиционна, что в целом нетипично для художника: Брейгель воспроизводит хорошо известную композиционную схему художественного изображения пути Христа на Лобное место, уже использованную такими мастерами, как Брунсвик Монограммист и современник Брейгеля Питер Артсен.

Фигура Христа словно теряется в огромном скоплении человеческих фигур: этот маньеристский прием воспроизводится и в “Обращении Савла”, и в “Проповеди святого Иоанна Крестителя”. В картине допущено сознательное отступление от текста Библии: крест заставили нести некоего Симона Киринеянина, случайно встретившегося по дороге, но у Брейгеля солдаты пикой отталкивают Симона.

«Путь на Голгофу» – одна из известнейших картин основателя династии голландских живописцев Питера Брейгеля Старшего. Она относится к брюссельскому периоду творчества художника. Композиция полотна достаточно традиционна и использовалась, в том числе, современниками Брейгеля – например, Питером Артсеном.

На картине изображен классический библейский сюжет – путь Христа на Лобное место. Этот сюжет очень популярен у живописцев того времени – так, картину подобной тематики написал сын художника, Питер Брейгель Младший.

В трактовке Брейгеля, популярный евангельский сюжет представляет собой скопление множества людей. Среди них как непосредственные участники разворачивающегося действия, так и любопытные граждане. Такая трактовка типична для брюссельского периода творчества Брейгеля. Христос изображен в центре картины – и одновременно затерян среди других человеческих фигур. Точно так же главных героев полотна трудно различить на картине «Избиение младенцев» или «Проповедь Иоанна Крестителя».

Считается, что таким образом художник подчеркивал незаметность какого-либо события, даже мировой значимости, в повседневной жизни. В картине происходит противопоставление глумящейся толпы, многочисленной, разнообразной и незаметная фигура одного человека – Христа, несущего свой крест.

В данном эпизоде Брейгель допустил сознательный отход от канонического текста Библии. Согласно Новому Завету, часть пути крест нес некий Симон Киринеянин. В трактовке Брейгеля Киринеянин тоже присутствует, такой же незаметный, как и остальные персонажи. Солдаты отгоняют его от креста пикой.

Существует и некоторая политическая составляющая. Брейгель описывает сцену, как современную ему. Словно испанские солдаты, владевшие в те годы Фландрией, ведут на распятие молодого фламандца Христа.