Описание картины Питера Брейгеля Сумрачный день - Питер Брейгель
Описание картины Питера Брейгеля Сумрачный день

Описание картины Питера Брейгеля Сумрачный день

Картина “Сумрачный день” из серии “Времена года”. Работе над этой серией пейзажей, изображающей полный годовой цикл изменений природы, Брейгель посвятил весь 1565 год. Пейзажи “Времена года” были созданы по заказу антверпенского финансиста Николоса Ионгелинка, видного коллекционера произведений искусства, в собрание которого уже входили другие картины Брейгеля.

К своей коллекции Ионгелинк относился сугубо практически – как к удобному средству вложения денег. Когда художник еще только начинал работу над “Временами года”, заказчик уже распорядился их судьбой: 22 февраля 1565 года Ионгелинк передал всю свою коллекцию антверпенской городской казне в обеспечение крупного денежного займа, взятого им у города. Ионгелинк так и не выкупил свой залог, и лучшие картины Брейгеля оказались запертыми в городском казнохранилище на долгие десятилетия.

Вот уже много лет картины-пейзажи “Времена года” Брейгеля вызывают бурные дебаты исследователей.

Спорят, например, о том, сколько картин первоначально входило в серию: одни предполагают, что их было двенадцать и каждая изображала определенный месяц; другие доказывают, будто их всего четыре и посвящены они временам года, так что из цикла исключается то “Сенокос”, то “Жатва”. Наиболее правдоподобна версия, что Брейгель написал шесть картин, посвятив каждую двух месяцам сразу.

В картинах “Времена года” художник начинает выводить на первый план укрупненные фигуры людей. Это крестьяне, занятия которых естественно подчинены смене времен года. Таким образом, человек выступает как органическая часть природы.

Все пейзажи не только величавы, но и по-своему уютны. Такова приветливая земля Нидерландов, жители которых лучше других народов обживали природу, не нанося ей вреда. Питер Брейгель умеет показывать зрителю самые простые вещи как чудо.

Картинам серии “Времена года” созвучны слова философа и писателя Эразма Роттердамского: “Бог способен явить любые чудеса – в нарушение законов природы, но ежедневно творит чудеса намного большие: Эти чудеса в естественном ходе вещей, т. е. в самих законах природы, которые нам привычны, и поэтому мы не замечаем их чудесности”.

В картине “Сумрачный день” Питер Брейгель изобразил природу ранней весны, конец февраля или март с его рваными, набухшими тучами, медленно разгорающимися красно-коричневыми тонами земли, оживающими голыми ветвями и всепронизывающим весенним сырым ветром. В цикле картин “Времена года” художником отображен круговорот природы, перемена ее обличья и внутреннего ритма.

Вот уж про кого можно точно сказать, что автор – мрачный, не допускающий светлых моментов в жизни пессимист. Увы, но кажется это именно так. Какое бы полотно им не писалось – оно всё равно мрачноватое, какое-то грязно – серое. Может быть, именно так он пытался воздействовать на тех, кто эти полотна видел. Неизвестно видела ли простая публика его творения, поскольку дело было в Средневековье, но если видела, то наверно были явно в смятении.

Вот, например данное полотно относится к серии «Времена года», в частности на этом полотне «Февраль-Март». То есть, это как раз то время когда зима отступает, а весна прибывает. И что же мы видим? В первую очередь замечаем людей, но пока только мельком. Больше всматриваемся в пейзаж. А он далеко не так лиричен: хмурое небо, море явно на грани шторма, а из-за гор валит туман. Да и снежные высоты тоже не вселяют оптимизма.

Сама земля светло-коричневая, да в принципе всё в этом коричневом оттенке и работает в этом полотне. Есть и другие расцветки, но они лишь усиливают некую угнетённость. Но вернёмся к людям. Чем же они-то заняты в такую погоду? Кто-то трудиться – подрезает деревья, собирает хворост, что-то привезли на телеге. А кто-то просто – напросто грабит своего же горожанина. Весело? Для кого-то может и да, но явно не для простого обывателя.

Такие полотна художник написал то ли пять, то ли семь, а то и все двенадцать полотен. Точно неизвестно. Но зато точно известно то, что такая серия полотен была и на сохранении в музеях сейчас их пять. Музейщики действительно до сих пор спорят о точном количестве полотен.

Говорят, что многие работы Брейгеля были утеряны, потому и нет точной уверенности во многом, что касается его творчества. И потом Брейгелей три – отец и два сына. И со временем их даже стали путать. Хорошо, что сейчас уже более-менее разобрались.