Описание картины Питера Брейгеля Игры детей - Питер Брейгель
Описание картины Питера Брейгеля Игры детей

Описание картины Питера Брейгеля Игры детей

Картина написана Брейгелем в 1560 году. Сюжетно и композиционно она близка таким произведениям Брейгеля, как “Пословицы” и “Битва Масленицы и Поста”, созданным годом ранее. Их объединяют красочность и многофигурность композиции, стремление к предельно подробному, исчерпывающему освещению выбранной темы.

Н. А. Гершензон-Чегодаева отмечает, что все три работы носят подчеркнуто дидактический характер; основой их служит “тема безумия человеческого существования в условиях “перевернутого мира””.

Сандра Хиндман замечает, что традиция изображения детских игр существовала и до Брейгеля, в XV веке: этот мотив нередко присутствовал на полях календарей и часословов. Весьма вероятно, что Брейгель был знаком с подобными иллюстрациями, однако спектр изображаемых им игр гораздо шире, чем у его предшественников, и имеет, по всей видимости, несколько иную символику.

На картине изображена городская площадь; справа от нее вглубь уходит улица, а слева виден фрагмент пейзажа: несколько деревьев, лужайка и небольшая речка. Повсюду мы видим группки детей, поглощенных игрой. Интересно, что разные авторы приводят разные цифры касательно их количества: некоторые указывают, что детей на картине “более 230”, другие – что их “более 250”.

Жан-Пьер Ванден Бранден в своей работе “Les Jeux d’enfants de Pierre Bruegel” называет более конкретные цифры: 168 мальчиков и 78 девочек. Разные цифры приводятся и относительно количества изображенных Брейгелем игр: 83, 86, более 90.

Участники этой массовой сцены не объединены никаким общим действием: они разбиты на изолированные, индифферентные друг к другу группы. Обращает на себя внимание тот факт, что в персонажах Брейгеля очень мало детского: они изображены скорее как маленькие взрослые. Идеализация детства, которая станет типичной при изображении детей в последующие столетия, отнюдь не практиковалась во времена Брейгеля: в детстве видели лишь этап подготовки ко взрослой жизни и к детям относились соответствующим образом. Лица детей лишены индивидуальных особенностей и кажутся примитивными и туповатыми.

Ни один ребенок не улыбается, их веселье выглядит серьезным, сосредоточенным.

Поскольку дети изображены столь непривычным для нас образом, трудно сказать, есть ли на картине взрослые. Многие исследователи полагают, что Брейгель изобразил исключительно детский мир; другие допускают, что на картине присутствуют несколько взрослых.

В композиции картины обращают на себя внимание необычно высокий горизонт и смещенная перспектива, направляющая взгляд зрителя вправо и вглубь.

На полотне изображено больше двух сотен детей, занятых разными играми. Годом ранее автор написал несколько композиционно близких ему – “Пословицы” и “Битва Масленицы и Поста”. Все три полотна красочны, на всех – много персонажей и исчерпывающее изображение темы.

В центре сюжета – городская площадь. По правую сторону – куда-то в горизонт уходит улица, по левую – кусочек пейзажа: деревья, детская полянка и маленькая речушка.

Занимательно, что искусствоведы называют разное количество детей на картине: больше 230, 250 или даже – 168 мальчиков и 78 девочек. В плане количества игр мнения тоже разнятся: 83, 86 или вообще под сотню.

Герои картины общей деятельностью не объединены. Они изолированы, разбитые на разные группы. К слову, в брейгелевских персонажах всегда немного детского: это, скорее, маленькие взрослые. Детство, каким мы привыкли его видеть в искусстве и представлять вообще, появилось в живописи лишь в последующие столетия, – во времена Брейгеля это не практиковалось. В ребенке видели уменьшенную копию взрослого, воспринимали детские годы как подготовку к серьезной, взрослой жизни и отношение было соответствующим.

Лица героев сюжета абсолютно неиндивидуальны, примитивны, будто не наделенные особым умом. Дети не улыбаются, их игры слишком серьезны и даже напряжены.

Художник вряд ли стремился создать что-то наподобие энциклопедии детских забав. Скорее всего этот сюжет – аллегория. По мнениям искусствоведов, это может быть полотном из цикла “Четыре возраста человека”; другие “возраста” из цикла не дошли до наших дней. Либо, равно как “Нидерландские пословицы”, картина отражает безумие нашего мира, а играющие дети – сумасшедшее человечество, занятое своими суетными делами. В подтверждение этому высказывались о точке зрения на изображенную площадь: сверху – как взгляд Бога на нашу Землю.

Альтернативные названия – “Детские игры”, “Детские забавы”. Полотно хранится в Музее истории искусств, в Вене.

Замечательную картину «Игры детей» создал нидерландский мастер кисти Питер Брейгель Старший. Художник написал её в стиле Северного Возрождения, по сюжету жанровой сцены.

Авторская работа просто великолепна! Питер Брейгель наблюдал за играми детей из окна своего дома, напротив которого размещено белое двухэтажное здание с портиком. На ступеньках сидят дети, на стене висит таблица в виде расписания уроков. Художник с радостью взял в руки краски, холст и принялся творить! Он нарисовал школу, где учились его сыновья.

Питер Брейгель изобразил на холсте городскую широкую улицу и площадь, где играют дети. Они выбежали из учебного заведения на перемену или после уроков, затеяв весёлые игры. Ребята играют небольшими группами по 2-3 и 5-7 человек. Они шумно резвятся, забыв обо всех делах. При этом дети очень серьёзны в играх и совсем не улыбаются. Художник работал над картиной в тяжёлый для страны период, когда в ней было много зла и несправедливости. Его волновали судьбы людей. Он переживал о своих детях, которым хотел обеспечить счастливое будущее.

Справа изображена улица, уходящая вглубь городского квартала, слева – пейзаж весенней природы. Некоторые дети, несмотря на ранний весенний сезон, купаются в речке, держась за надувной бычий пузырь.

На открытом уличном пространстве «кипит» своя жизнь! Младшие и старшие школьники придумали интересные подвижные игры. Они катают обручи; играют в мяч, гольф, «ручеёк», словесные игры, салки и прятки; затевают бой рыцарей; крутят вертушку, рулетку, волчки; катаются на бочке и по доске, словно с горки; ходят на ходулях; бегают на четвереньках; завязывают себя в узлы; машут палками; прыгают на скакалке; бросают разноцветные шарики; сооружают в песочнице крепости; «седлают» забор, будто коня; поднимают друг друга и меряются силой; выполняют трюки на «козлах» и цирковые номера. Им нравится играть в «пиньяту». Эта забавная мексиканская игрушка в виде звёздочки, которая воспроизводит геометрические фигуры и животных, а внутри неё лежат вкусные сладости и угощения.

Дети подражают взрослым, изображая жениха и невесту, продавца в лавке, дворника, садовника, учителя, доктора, либо имитируют повадки зверей. На картине изображено более сотни разных детских игр и забав. В работе использованы яркие, красочные цвета. Всё в динамике и движении. Из взрослых персонажей вдали видна женщина, разнимающая двух расшалившихся, дерущихся мальчишек. Она обливает их водой из ведра. В правом углу картины девочка толчёт кирпичи. Иногда этим методом пользовались художники, превращая порошок в пигмент для набора красок.

Картина несёт радость, свет, добро, благополучие, вселяет уверенность, заряжает оптимизмом, исцеляет от депрессии.

Стихия городской жизни — центральные композиции в творчестве Питера Брейгеля. На полотне «Игры детей» изображена улица, усыпанная детьми, которые дурачатся и играют. Картина не имеет предела перспективы. Художник уже обращал свой взор в сторону праздной толпы, а в этот раз с точностью писателя рассказывает зрителю о нелепости человеческой деятельности. Таким образом, автор обращается к проблеме места человека в мире.

На обозрение публике представлено городское пространство, достаточно открытое, подобное современным площадям, но выполненное в средневековой манере. По разным сторонам улицы стоят дома, иногда не очень реалистичные, но при этом вовсе не приукрашенные. В стороне зеленеет берег с рекой, которая несётся куда-то вдаль. И везде, на каждом кусочке свободного пространства пристроились толпы детишек, которые играют с утра до вечера.

Опираясь на визуальную практику, Брейгель воспроизводит все очень точно. Удивительно, но художнику удалось разобрать каждую деталь, группу или фигуру на полотне. «Игры детей» является своеобразной энциклопедией детских игр: в картине представлено более сотни детских шалостей и забав. Многие из них на сегодняшний день остаются такими же актуальными, как и 500 лет назад. Детишки ходят на ходулях, играют в салочки, гоняют обруч.

Брейгель не был собой, если бы в описательной манере запечатлел какое-то событие. Его волнует другая мысль: бессмысленность человеческого существования. Присмотревшись можно увидеть игры, в которых малыши ловко подражают взрослым, изображая свадьбу или магазин, будто сам Брейгель говорит нам о том, что вся деятельность человека абсурдна, чем бы он ни занимался.

На лицах играющих нет улыбок и это выглядит странно. Подобно взрослым, они отдаются игре со всей вдумчивой настойчивостью. Задача, которая всегда стояла перед художником, передать мир максимально достоверное, таким каков он был в ту эпоху жестокости и насилия.