Анализ картины Франциско де Гойя Сатурн пожирает своих детей - Гойя Франсиско
Анализ картины Франциско де Гойя Сатурн пожирает своих детей

Анализ картины Франциско де Гойя Сатурн пожирает своих детей

Если следовать привычному толкованию, то на картине Франциско Гойи изображен Кронос, бог из древнегреческой мифологии. Имя Сатурн относится уже к римской эпохе. Это божество, следуя пророчеству, в котором ему предрекли свержение одним из отпрысков, пожирает еще живых детей.

Но художник интерпретирует историю по-своему. В мифах Кронос ел малышей, полностью запеленатых. Здесь же мы видим то, что герои произведения полностью обнажены. Первоначально картина была нарисована на стене дома Франциско Гойи, но спустя несколько лет ее перенесли уже на холст.

Фоном произведения служит чернота, символизирующая пустоту, что приходит в момент каждой смерти. Бог напоминает голодного старика: его конечности сухие и жилистые. Цвет кожи больше подходит для больного существа. Глаза Сатурна демонстрируют, если так можно выразиться, последнюю степень безумства. Еще чуть, и они выкатятся на переносицу. Дополняет этот ощущение и растрепанные волосы, ниспадающие вниз сухими колосьями. Бог широко раскрыл пасть, как будто стараясь за раз запихнуть в рот как можно больше.

Некоторые исследователи заявляют, что таким образом художник продемонстрировал взаимосвязь между раскрытым зевом Сатурна и вратами в ад, где один за другим исчезают его дети.

Крепко сжимая ладонями, бог удерживает оставшуюся часть тела одного из отпрысков. На боках умершего видны красные пятна. Сатурн настолько сильно вцепился когтями в плоть ребенка, что у того выступила кровь. Франциско Гойя запечатлел момент, когда голова уже скрылась в недрах тела каннибала, и бог перешел к пожиранию руки младенца.

Художник, используя мрачные тона, с успехом передал ощущение того ужаса, что мог бы возникнуть у невольного зрителя при виде подобного действия. Ни одной яркой краски, за исключением красного, в произведении не было использовано.

Сатурн, пожирающий своего сына — Франсиско де Гойя. 1819-1823. Холст, масло. 146х215; 83 см. Одна из самых известных настенных росписей Франсиско Гойи, входящая в цикл «Мрачные картины».

За прошедшие годы, картина обрела множество толкований, однако, традиционное гласит, что героем росписи выступает Кронос – божество высшего порядка из древнегреческой мифологии. Позже, римляне, которые переняли часть мифологии у греков, переименовали Кроноса в Сатурна, и именно под этим именем роспись вошла в историю живописи.

Сюжет картины

Однажды Уран предсказал титану, что он будет свергнут своими детьми, и, опасаясь этого, Сатурн (Кронас) пожирал всех своих детей, чуть только они успевали увидеть свет. Но хитрой Рее удалось обмануть жестокого Кроноса – она спрятала своего сына Зевса, а вместо него дала проглотить мужу камень.

Некоторые исследователи готовы поспорить, что пожирающее младенца чудовище – Кронос, ведь в мифе сказано, что титан пожирал сыновей прямо в пелёнках, а на картине Гойи он рвёт на части живую плоть.

Очень любопытна интерпретация художника этого сюжета, особенно в сравнении с работами других живописцев, обращавшихся к данной теме. Если в картине Рубенса Сатурн вполне себе уверенное божество с человеческим обликом, то у Гойи Сатурн – это урод и монстр со страшным телом и неправильными пропорциями.

Роспись на стенах своего дома

Роспись была создана в период с 1819 по 1823 гг. – на стене своего дома, который жители прозвали, как «Вилла Глухого». Гойя создал серию страшных фресок, которым не дал названия.

Современники вспоминали, что художник находился в то время в особо мрачном настроении, связанном с неудачами Испанской революции, и решил поверх уже созданных жизнерадостных росписей написать фрески более соответствующие настроению Гойи. Так возникла эта устрашающая серия.

Знаменитый дом не сохранился, и был разрушен ещё в начале прошлого века, однако, по счастью, все фрески знаменитого живописца были переведены на холст Сальвадором Кубельсом. Сегодня «Сатурн, пожирающий своего сына» хранится в музее Прадо.

Отцы и дети — ужасы Гойи

Это одно из 14 произведений мистического цикла «Черные картины», написанных автором в этот же отрезок времени.

Изначально сюжет создавался как фреска на стене дома, где жил художник. Гойя не хотел никому рассказывать об этих работах, поэтому долгие годы фрески были неизвестны широкой публике, даже после его смерти. Позднее изображение было перенесено на холст. Но никто так и не узнал, что творилось в голове художника, когда он писал своего «Сатурна».

Сюжет полотна основан на древнеримской мифологии, в которой Сатурн являлся богом земледелия и посевов в Италии. Это тот же титан Кронос из греческого мифа. Уран, бог неба, предсказал ему свержение от рук собственного ребенка, который должен был появиться в будущем. Опасаясь этого, Сатурн стал уничтожать всех своих детей, как только они успевали родиться. Согласно мифу, он глотал младенцев.

Однако художник внес ряд значительных изменений в этот известный греческий миф. В своей версии Гойя изображает Сатурна не просто проглатывающим ребенка, а терзающим плоть взрослого человека, словно зверь добычу: дикие глаза, неестественные пропорции тела, нечеловеческая уродливая поза. Скрюченные руки впиваются в позвоночник жертвы, черный рот обгладывает конечности. Нет ни головы, ни рук. В его безумном выражении лица читаются алчность, стыд и жажда крови.

Все эти подробности изображают бога в образе сумасшедшего монстра, охваченного испугом, и добавляют картине ужаса. Зритель видит одновременно панический страх и боль. Мучительную боль титана, от того, что он осознает весь ужас своего чудовищного поступка. Но он должен это сделать, как бы ни было ему жаль свое дитя.

По одной из версий Гойя рисовал эту фреску пальцами, для отсутствия четких контуров. Именно это и создает ощущение кошмарного сновидения и вызывает сильные эмоции и даже страх.