Описание картины Питера Брейгеля Битва Масленицы и Поста - Питер Брейгель
Описание картины Питера Брейгеля Битва Масленицы и Поста

Описание картины Питера Брейгеля Битва Масленицы и Поста

Битва Масленицы и Поста — Питер Брейгель Старший. Дерево, масло. 118 x 164 см.

Великолепный шедевр «Битва Масленицы и Поста» создал Питер Брейчель Старший. Картина написана в жанре Возрождения (Ренессанс) и Северного Возрождения. Её сюжет – жанровая, религиозная и аллегорическая сцены.

Мастер кисти талантливо изобразил в художественной работе городской фламандский праздник, в последний день Карнавала, перед Великим Постом. Он заключался в забавном театрализованном представлении, в котором участвовали ряженые и уличные скоморохи. Праздничные события были оригинальны и интересны. Художник творил произведение живописи азартно и вдохновенно, используя в работе яркие краски и тона.

Торжество проходит на центральной городской площади. В нём участвуют «Пост» и «Масленица», состязающиеся в шуточной битве. Полный, упитанный мужчина в красном колпаке сидит верхом на бочке, держа в руках шампур с головой жареного поросёнка и тушкой молодой курицы. Этот персонаж олицетворяет «Масленицу». Напротив него, с правой стороны изображён худой мужчина, сидящий на стуле платформы. Его везут в сторону «Масленицы» монах и монахиня. Он олицетворяет «Пост». На голове у него пчелиный улей, символизирующий умеренность в еде и преданность церкви. «Пост» протягивает по направлению к «Масленице» длинную лопату, на штыке которой лежат две сельди. Бочку с «Масленицей» толкают с места ряженые. Их состязание олицетворяет Добро и Зло, Воздержание и Обжорство, Веру и Безверие.

Площадь заполнена множеством людей, среди которых нищие, монахи, гуляки, торговцы. Они находятся в движении. Все заняты своими делами. Люди ходят по улице, выходят из дверей домов, протягивают друг другу руки в знак приветствия, смотрят из окон на прохожих, несут продукты с базара, держат в руках предметы, поднимаются по стремянке, играют в гольф и карты на асфальте, беседуют между собой, молятся и служат Богу в храме. Мастер кисти интересно изобразил колодец, стоящий на улице. Около него женщина набирает воду в вёдра. Внизу художественной работы мужчина играет на мандолине. Впереди него шагают ряженые, сзади – женщина с коробкой на боку, вероятно продавщица пирожков. Праздник проходит весело и задорно!

Аллегорическая религиозная сцена, или скорее театральный фарс изобразил нидерландский живописец Питер Брейгель старший в картине «Битва Масленицы и Поста». Композиция построена как противоборство и сосуществование темного и светлого, добра и зла. Творение периода Северного Возрождения (Ренессанса) объемно и многолико.

Автор изобразил городской праздник и последний карнавальный день перед началом Великого Поста. Театрализованные представления на улицах, народные гуляния, забавные скоморохи и карнавальные костюмы.

На главной городской площади происходит театрализованная сценка, в которой, по замыслу мастера, участвуют две противоположные фигуры: Масленица и Пост. На деревянной винной бочке, как на коне, верхом сидит мужчина в зеленом колпаке на голове. Левую руку он возводит к небу, как бы в приветствии сытой и праздной жизни, в правой у него вертел, на котором надеты голова поросенка, тушка курицы и пара ощипанных перепелов.

Острием вертел направлен в соперника, худого мужчину, сидящего на стуле. Стул поставлен на платформу с деревянными колесиками, которую за веревки тащат монах и монахиня. На голове у мужчины, как колпак, надет улей с пчелами, как символ трудолюбия и верности церкви. Навстречу мужчине на бочке, который наряжен в Масленицу он протягивает на весле две рыбешки.

Винную бочку с Масленицей толкает толпа ряженных и скоморохов. Вокруг веселой толпы разбросаны кости от яств, игральные карты, яичная скорлупа. Около мужчины в костюме Поста разбросаны раковины мидий.

Площадь заполнена множеством разных людей. Прямо на площади на костре женщина жарит блины, другая женщина тут же разделывает и продает свежую рыбу. У колодца еще одна в зеленом платье и белом фартуке прямо из ведерка пьет воду.

Поживиться пришли убогие и покалеченные, азартные игроки прямо на земле раскинули кости. Просит милостыню монахиня, сидя около спящего младенца, прямо здесь, на улице.

Верующие толпятся около открытого храма, тут де монахини читают молитвы. Из боковой двери храма выходит толпа людей в сопровождении монахинь, над головами некоторые из них несут стулья и табуретки. Не смотря на праздник, женщина взгромоздилась на стремянку и моет окошко. Мальчишка сидит на подоконнике второго этажа, свесив на улицу ноги.

У дальнего здания разожгли костер и танцуют под музыку флейтиста и барабанщика, рядом с ними еще один хоровод, люди веселятся и празднуют.

ема картины называется “Перевернутый мир”. Перед нами – площадь средневекового города с церковью, трактиром, домами с островерхими крышами. На первом плане разыгрывается шутовское представление: важно восседающий на бочке пузатый человек сражается с высокой тощей фигурой в монашеской одежде. Художник представил единоборство народного праздника Масленицы с Постом, который предшествует самому важному церковному празднику – Пасхе.

И вся картина поделена на царство Масленицы и царство Поста.

На голове у Масленицы – закрытая сковорода, из которой торчат ноги жареной курицы. Бочка – его конь, вертел с поросенком – его оружие. Бочку толкают ряженые в пестрых карнавальных шапках. За ними несут блюдо с вафлями. Рядом с бочкой идет человек с горшком меда, а за ним – другой, в смешной и страшной носатой маске.

Торжественное шествие сопровождают музыканты.

У входа в трактир разыгрывается шуточная свадьба, и из окон выглядывают любопытные. В глубине картины люди водят хоровод и сжигают чучело зимы.

Тощая фигура Поста возвышается на трехногом стуле. Тележку Поста везут две монахини. У ног Поста – сухие лепешки и крендели.

Это та скудная пища, которую дозволено есть в это время. У колодца старухи торгуют рыбой – мясо во время поста есть запрещено.

Точно так же разгорается празднество по мере приближения к трактиру, все мрачнее и серьезнее становится сцена по мере приближения к церкви. Здесь и безногие калеки и слепые. На земле лежит завернутый в тряпье ребенок, и монахиня собирает для него подаяние. Две старухи тащат телегу, из которой торчат тощие ноги.

Надев темные одежды и закрыв голову, люди входят в храм.

На первыый взгляд кажется, что перед нами – события одного дня, и художник изобразил то, что он увидел, выйдя на площадь в праздничный день. Но в какой именно день происходит действие? В конце февраля или в начале марта длилась веселая масленица, а затем наступал пост. Первое воскресенье поста было, по нидерландским обычаям, днем карнавала, когда на площадях представлялись точно такие шуточные “битвы”.

Ветки вербы в руках одного из персонажей указывают на вербное воскресенье. В то же время выходящая из церкви процессия поклоняющихся кресту говорит о том, что Брейгель имел в виду страстную пятницу.

Брейгель с необычайной точностью передает ощущение весны. Показаны характерные для весны занятия: стоя на приставной лестнице, женщина моет окно. На подоконник того же дома присел трубочист – с наступлением тепла он должен прочистить в домах трубы.

На ветках деревьев набухли почки.

Брейгель словно стремится создать энциклопедию городской жизни весной.

Но на самом деле здесь изображено гораздо больше, чем это кажется на первый взгляд.

Художники той поры во все изображаемое ими вкладывали второй, скрытый смысл, зашифровывали то, о чем нельзя было говорить открыто. Брейгель умел это делать едва ли не лучше всех.

Брейгель не случайно так тщательно изобразил эпизоды посещения церкви, раздачу милостыни, скудную постную пищу. В 16-м веке католическое духовенство стало еще строже требовать соблюдения всех правил поста, регулярного посещения церкви.

На голове у Поста – улей. Храм – это улей, а прихожане – это пчелы, говорилось в католических проповедях.

Протестанты отказались от соблюдения правил поста, так что фигура Масленицы представляет протестантскую церковь. Не случаен на площади и трактир – католики пренебрежительно называли протестантские храмы трактирами. Католическая церковь запрещала своим священнослужителям жениться, и, словно наперекор ее запрету, в картине разыгрывается свадьба.

Таким образом, художник изобразил здесь религиозный спор. Но на чьей же стороне он сам? Справа мы видим играющих детей.

Своей беспечностью они подчеркивают лицемерный характер католической благочестивости.

Но и противники тоже не вызывают симпатии художника. На стороне Масленицы Брейгель поместил две удаляющиеся фигуры. На спине у мужчины – что-то напоминающее мешок. Во времена Брейгеля мешок намекал на эгоизм: эгоист, порицая недостатки и слабости других, слеп к своим недостаткам и поэтому таскает их за собой, как мешок.

Рядом с мужчиной – женщина с фонарем. Горящая лампа часто связывалась с разумом, освещающим путь человека. А эта лампа погасла…Ведет эту пару маленький шут в пестрых одеждах.

Его фигурка – выражениенасмешки художника над пустыми и бесплодными религиозными спорами.

Питер Брейгель в своей картине под названием «Битва Масленицы и Поста» олицетворяет некое подобие театрального жанра, что зовется фарсом. Картина имеет следующие предисловие и сюжет – перед нами видно противоборство Поста и Масленицы, которые собой олицетворяют добро и зло и все грани этого.

Данная картина является началом в новой ступени творчества художника, благодаря чему в данную картину вложено много усилий. Перед зрителем изображена площадь одного из фламандских городов, которая полностью усеяна большим количеством разных фигурок, которые похожи с первого взгляда на людей, но это только на первый взгляд. Эти фигурки создают настоящую суматоху, они постоянно двигаются и создают суматоху.

Люди ходят между домами, высовываются в окна, что-то тащат, толкают, в общем, неподвижного в этой картине ничего нет и если некоторое время рассматривать ее, то появляется ощущение, будто картина начинает оживать. Зритель полностью погружается в атмосферу картины и становится невольным наблюдателем всей этой суматохи. Мастер преподносит нам некий вид «космичности» человеческих созданий.

Стоит отметить, что в период написание картины, многие художники старались уподобить человека к природе и наоборот. Художник показывает своему зрителю, человеческое общество, как некий муравейник, при этом, любой сможет рассмотреть в этом и некую красоту. Это обусловлено очень тонким живописным решением, которое практически мгновенно бросается в глаза. Герои картины изображены настолько ничтожными, но в то же время жизненными, настолько, что иногда нельзя даже различить лицо человека или маску шута.

Вместе с феерией радости и счастья, картина полна горечи и даже несколько иронична. Каждый миллиметр полотна прорисован с особенной тщательностью, порой можно рассмотреть даже мельчайшие детали одежды или мимики.