Описание картины Питера Брейгеля Избиение младенцев - Питер Брейгель
Описание картины Питера Брейгеля Избиение младенцев

Описание картины Питера Брейгеля Избиение младенцев

Избиение младенцев — Питер Брейгель Старший. Дерево, масло. 109.2 x 158.1 см. Знаменитый художественный шедевр «Избиение младенцев» создал Питер Брейгель Старший в период с 1565-1567 годы. Картина написана в Стиле Северного Возрождения. Её сюжет – жанровая сцена.

Питер Брейгель написал её в Брюсселе. В те годы на нидерландской земле царило бесчинство и произвол со стороны испанской армии. Они учиняли разгромы, убивали людей, не щадили младенцев. Художник был сильно потрясён военными событиями в стране и очень переживал за судьбу своего народа. Он создал эту картину в период революционных восстаний нидерландцев с испанским католицизмом и феодализмом. В основе её сюжета – библейское повествование об уничтожении младенцев по приказу царя Ирода. Их почитают, как святых мучеников, пострадавших ради Иисуса Христа. Сам он с родителями был спасён благодаря бегству в Египет.

Картина очень тяжёлая для созерцания. Художник творил её, скрепя душу и сердце. Несколько раз он останавливался, бросая работу, но благодаря терпению и силе воли довёл свой ценный труд до конца. Он обладал колоссальной работоспособностью. В пространстве многофигурной композиции использованы красные, жёлтые, коричневые, белые цвета.

На картине изображена голландская деревня зимой. Её осадили вооружённые люди, солдаты-наёмники, занимающиеся мародёрством, грабежом и разбоем. Они совершали карательные действия на мирных жителей по приказу герцога и военачальника Альбы. Этот террор бесчеловечен. Солдаты жестоко расправлялись с младенцами.

Вдали видны всадники с оружием в кольчугах на конях. Отряд возглавляет человек в чёрной одежде, герцог Альба. Они ворвались в деревню, чтобы истребить младенцев. Впереди яма, наполненная ледяной водой. Изуверы собираются бросать туда маленьких детей. Справа и слева на картине солдаты врываются в дома, ищут младенцев и закалывают их штыками. Матери падают без сознания на землю. У стены дома женщина в полуобморочном состоянии в окружении односельчанок, которые хотят ей помочь.

В центре композиции несколько тяжёлых эпизодов. Солдат уже схватил несчастного младенца и держит его одной рукой. Беспомощный ребёнок висит над землёй. Отец, вероятно, предлагает оруженосцу обменять младенца – сына на дочь. Военным нужны только мальчики. Девочка всё понимает и оттаскивает отца от солдата. Мать стоит рядом с разведёнными руками. Она умоляет о пощаде, потрясённая происходящим. В другом эпизоде за женщиной гонятся всадник с псом и воин с мечом. Они хотят, чтобы она рассказала, где спрятала ребёнка. В третьем сюжете мать рыдает над убитым младенцем. Её горе велико и безутешно.

Трое мужчин едут на конях, возвращаясь с охоты. Местный житель умоляет их заступиться за односельчан. Один из воинов спокойно беседует с людьми, разъясняя им тактику поведения солдат. Художник правдиво изобразил жестокую, бесчеловечную реальность. Преступников ждёт суровая кара за грехи!

Картину можно использовать в музейно – выставочном интерьере и в офисах общественных учреждений.

На картине “Избиение младенцев” ничто не напоминает о евангельской истории. Действие происходит в хорошо знакомой Брейгелю фламандской деревне, на которую напали солдаты герцога Альбы. Народ на полотне представлен беззащитной, безликой массой, не способной оказать сопротивление вооруженным пиками чужеземным солдатам.

Повсеместно на всех планах мы видим самое страшное, что может случиться – вооруженные люди вламываются в дома жителей и отбирают младенцев. Кто-то совещается, кто-то подглядывает в дверную щель. У кого-то воин уже забрал дитя.

А вот рыцарь стоит и спокойно мочится на стену дома – для него убийство невинных детей не представляет собой ничего особенного, ежедневная рутина. Горе в глазах родителей, но никто не вмешивается. Мать пытается убежать, но за ней уже мчится всадник с собакой и воин с мечом А вот женщина горюет над убитым ребенком.

Вот сцена очень спорная, но мне почему-то кажется, что по позе более взрослого ребенка, умоляющему взгляду отца и его указательному жесту, он предлагает обменять младенца-мальчика на нее, но воин не поддается уговорам – им ведь нужны только мальчики, а мать не понимает, почему? Друзья удерживают отца, убитого горем, от схватки с воином.

Селянин просит всадника вернувшегося с охоты, заступиться за простолюдинов, но он ничего не предпринимает. Возле дома мужчина подсказывает женщине с младенцем, что именно сейчас можно бежать, так как воина на улице нет – он как раз только что вошел в дом. В центре мы видим место. куда приносят детей и где рыцари копьями их закалывают.

За всем за этим наблюдает мужчина с длинной бородой, облаченный в полностью черные одежды – Ирод. Он окружен рыцарями-копьеносцами. Тут тоже важна одна особенность – обратите внимание на флаг.

Это герб крестоносцев, крест ордена Гроба Господня..Этот человек очень похож на Альбу, короля Филиппа II, которого Брейгель сравнивает с Иродом.

У Брейгеля есть два варианта картины: один – со страшными сценами убийства младенцев испанцами, вторая – с грабежом в деревни, где младенцы заменены на домашних птиц. Но как ни старался художник замаскировать, в угоду заказчику, кровавые сцены убийств, из-под домашних птиц видны ручки убитых.

Живописец Брейгель является последним в нидерландской эпохе Возрождения. В своих произведениях по позднесредневековому типу мышления, он демонстрировал глупость и слабость человека.

Питер Брейгель в 1566 году создал следующие произведения: «Проповедь Иоанна Крестителя», «Перепись населения», «Избиение младенцев». В этих произведениях впервые затронулась тема жизни простого народа в общечеловеческом социальном плане.

Картины завораживают осознанием достоверности происходящих событий, а сюжет из Евангелие, служит всего лишь прикрытием. В произведении «Избиение младенцев» описывается фрагмент исторически значимого события из Нового Завета – вифлеемовский сюжет, связанный с рождением Иисуса. Это событие проявление кровавого деспотизма царя Великого Ирода, занимающего царственный трон незаконно. На художественном произведении «Избиение младенцев» показана атака испанских солдат на нидерландское поселение. Вломившиеся в здания солдаты отнимают детей от матерей.

Автор произведения, скорее всего, был свидетелем бесчинств войск в якобы еретических поселениях. Именно поэтому солдаты царя Ирода в испанской военной форме, а Вифлеем представлен фламандской деревней. В первейших упоминаниях картину так и называют «Нападение на деревню».

На картине изображено как простонародная деревенская семья умоляет не убивать их ребенка, как мать от беспомощности теряет сознание, и много других животрепещущих моментов. Это произведение Брейгеля является первым, в котором затронута историческая социально-моральная тема одновременно. Это связано с происходящими в Нидерландах в то время событий.

Момент создания произведения совпадает с началом революционной борьбы местных жителей с испанским католицизмом и феодализмом.

С начала революции во всех творческих работах Брейгеля начинают угадываться события того периода времени.