Описание картины Питера Брейгеля Жатва - Питер Брейгель
Описание картины Питера Брейгеля Жатва

Описание картины Питера Брейгеля Жатва

Жатва — Питер Брейгель Старший. 1565. Дерево, масло. 116,5×159,5 см.

Известно пять картин Брейгеля, посвященных временам года, и одна из них — находящаяся в музее Метрополитен «Жатва». Она, как и остальные, была выполнена по заказу многолетнего патрона художника Никласа Йонгелинка для его дома под Антверпеном.В этой серии нашла свое отражение средневековая традиция украшать календари изображениями человеческих занятий, относящихся к определенному месяцу года. «Жатве», как считается, соответствует август. В то же время это уже чисто ренессансное произведение, в нем заметно влияние итальянской живописи Возрождения, богатство которой Брейгель мог видеть во время своего путешествия. Однако все воспринятое было им сильно переработано, и на первый план выступает уже его собственное, брейгелевское, восприятие мира. Взять хотя бы то, что никто из его современников не создавал таких пейзажей и панорамных картин крестьянского труда.

Привольно раскинувшийся пейзаж — золотое море пшеницы, деревня и желтые поля вдали — уходит в туманную дымку, к далекому озеру. Это пространство обжито людьми, которые жнут, вяжут снопы, везут огромный воз пшеницы, едят и спят под деревом и там, в деревне, тоже занимаются хозяйственными делами. Неизвестно, где родился Брейгель, но он часто бывал в сельской местности и хорошо знал крестьянскую жизнь. Она была для него постоянным источником вдохновения, за что он и получил прозвище «Мужицкий». Умевший беспощадно обнажать дурные стороны человеческой природы, Брейгель изображал крестьян с симпатией и любованием их трудом и отдыхом.

Здесь, как и в остальных произведениях цикла, подчеркнуто то равновесие природы и человека, которое достигается только достойной жизнью. К выводу о том, на каком договоре между человеком и природой — читай Богом — держится мир, Брейгель ненавязчиво подводит своей картиной.

Известно пять картин Брейгеля, посвященных временам года, и одна из них – находящаяся в музее Метрополитен “Жатва”. Она, как и остальные, была выполнена по заказу многолетнего патрона художника Никласа Йонгелинка для его дома под Антверпеном.

В этой серии нашла свое отражение средневековая традиция украшать календари изображениями человеческих занятий, относящихся к определенному месяцу года. “Жатве”. как считается, соответствует август. В то же время это уже чисто ренессансное произведение, в нем заметно влияние итальянской живописи Возрождения, богатство которой Брейгель мог видеть во время своего путешествия.

Однако все воспринятое было им сильно переработано, и на первый план выступает уже его собственное, брейгелевское, восприятие мира. Взять хотя бы то, что никто из его современников не создавал таких пейзажей и панорамных картин крестьянского труда.

Привольно раскинувшийся пейзаж – золотое море пшеницы, деревня и желтые поля вдали – уходит в туманную дымку, к далекому озеру. Это пространство обжито людьми, которые жнут, вяжут снопы, везут огромный воз пшеницы, едят и спят под деревом и там, в деревне, тоже занимаются хозяйственными делами.

Неизвестно, где родился Брейгель, но он часто бывал в сельской местности и хорошо знал крестьянскую жизнь. Она была для него постоянным источником вдохновения, за что он и получил прозвище “Мужицкий”. Умевший беспощадно обнажать дурные стороны человеческой природы, Брейгель изображал крестьян с симпатией и любованием их трудом и отдыхом.

Здесь, как и в остальных произведениях цикла, подчеркнуто то равновесие природы и человека, которое достигается только достойной жизнью. К выводу о том, на каком договоре между человеком и природой – читай Богом – держится мир, Брейгель ненавязчиво подводит своей картиной.

Полотно «Жатва», написанное нидерландским художником Питером Брейгелем в 1565 году, находится в нью-йоркском музее Метрополитен. Искусствоведы относят картину к серии «Времена года», которая состоит из нескольких холстов, написанных автором в соответствии с двенадцатью месяцами. «Жатва» относится к месяцу августу, когда крестьяне отправляются на пшеничное поле собирать богатый зерновой урожай.

Автор переносит наблюдателей в жаркий летний день сбора растений, жнецы натружено орудуют серпами, у них еще много работы впереди. Мы видим несколько собранных снопов, которые аккуратно сложены у деревьев, но трава все не заканчивается. Перед ними раскинулось целое поле пшеницы, что растет на холме, оттуда открывается живописный вид. Крестьяне за работой могут поглядывать на дальние просторы, омываемые серо-голубыми морскими волнами. Трава настолько поднялась, что даже порой и самих крестьян в ней нормально не разглядеть. Мы можем видеть неясные силуэты и части скрючившихся за работой тел.

Любопытнейшее зрелище разворачивается на переднем плане. Перед нашим взглядом открывается группа крестьян. Трудяги, притомившись от утомительного труда и палящего солнца, присели отдохнут под оливковым деревом. Некоторые отдыхают и обедают, другие просто сосредоточенно смотрят вдаль, любуясь природой с холма. Заметно, что каждый страдает от немилостивого солнцепека, некоторые догадливые запаслись соломенными шляпками, а остальным приходится подставлять непокрытые головы под жаркие лучи.

Художник написал картину светлыми, даже пастельными, теплыми оттенками. Мы видим много мазков песочного, золотисто-коричневого, зеленоватого, льняного, персикового, шафранового и танжеринового цвета.