За эту картину Василий Андреевич Тропинин получил звание академика. Художник был невероятно талантливым портретистом, жившим и работавшим в Москве. Он писал портреты самых знатных людей столицы, к тому же, он запечатлел героев, принимавших участие в войне, произошедшей в 1812 году. Творец создал немало полотен, на которых были изображены самые неприметные жители Москвы – обычные солдаты, рядовые жители, бедняки и пожилые люди. В каждом из них он видел неповторимую личность, что было для Тропинина неисчерпаемой темой для работы.
Картина «Нищий старик» в творчестве В. А. Тропинина является лишь одной из серии работ художника, на которых он запечатлел образы стариков. Ниже представлен список картин, относящихся к этой серии.
1. «Старик-ямщик, опирающийся на кнутовище». 1821. 54,5х44,5. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Москва
2. «Пожилой украинский крестьянин (Устим Кармелюк)». 1821. 31х25. ГТГ.
3. «Нищий старик». 1823. 67,5х53. Государственный Русский музей.
4. «Портрет Самсона Ксенофонтовича Суханова». 1823. 75,5х58,5. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Москва
5. «Старик крестьянин». 1825. 58,5х45. Государственный Русский музей.
6. «Старик, обстругивающий костыль». 1831. 76х56. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Москва
7. «Монах со свечой». 1834.
Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
8. «Портрет украинского крестьянина». 1840-е. 70х55. Национальный музей «Киевская картинная галерея», Киев
9. «Портрет старика (в профиль)» 1843. 72х60. Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль (в т.ч. Эрмитаж-Казань)», Татарстан, Казань
10. «Старый солдат».1843. 66х53. Ивановский областной художественный музей, Иваново пока нет, поэтому выскажу лишь собственное суждение о картине. Думаю, что изображен на ней один из многочисленных нищих стариков на московских улицах, число которых заметно возросло после войны 1812 года. Трудная послевоенная жизнь в подворотнях оставила заметный след на лице старика, просящего милостыню, но черты его лица свидетельствуют о том, что в молодые годы старик этот был образованным и интеллигентным человеком. Об этом свидетельствуют высокий лоб, ухоженность прически и бороды и достойное выражение лица, сдержанность в протянутой руке.
Третья картина В. А. Тропинина «Кружевница», побывавшая в 1823 году в Петербурге, открывает, как говорится в статье Е. Ф. Петиновой, самую поэтичную группу тропининских портретов, представляющих молодых женщин за рукоделием. Следом за ней появились, в частности, такие известные картины художника, как «Золотошвейка (1825), «За прошивками» (1836) и другие работы В. А. Тропинина. Необычайный успех «рукодельниц» вызвал их многочисленные повторения. Такие повторения «Кружевницы» из ГТГ находятся, в частности, в музее В. А. Тропинина и московских художников в Москве и в Нижегородском государственном художественном музее (1824).
Он пишет произведения, отличающиеся потрясающей цветовой гаммой, тонко чувствуя цвета и оттенки. Его колористические решения поражают и удивляют, заставляя восхищаться великолепным мастерством кисти Тропинина. Он предпочитал реально смотреть на мир, что сформировало особенность его работ и получило название критический реализм. Художник предпочитал быть верным натуральности, поэтому обратился к истокам русского искусства. В портрете нищего старика чувствуется непередаваемый колорит русской души, гармоничность и выразительность, делающая портрет живым и запоминаемым.
Художник тщательно прорисовывает каждую деталь, чтобы придать своим картинам ощущение завершённости. Он был настоящим мастером реалистических и романтических портретов. Все герои, изображённые на его полотнах, так или иначе интересовали Тропинина, и он пытался выразить их внутренний мир максимально остро и глубоко. Для него не важно социальное положение человека, ведь творец пытался заглянуть в душу человека, изображая то, что он чувствует и видит. Он прожил долгую и насыщенную жизнь, посвятив её художественному творчеству и оставив после себя богатое наследие, которое доказывает гениальность этого великого мастера – портретиста.