Анализ картины Василия Тропинина Золотошвейка - Василий Тропинин
Анализ картины Василия Тропинина Золотошвейка

Анализ картины Василия Тропинина Золотошвейка

Для начала стоит отметить, что Василий Андреевич Тропинин выполнил целый ряд жанрово-портретных работ. В этих картинах он нашел нечто утонченное и необычное среди обыкновенных жителей, ничем не приметных, которые являются основным сегментом любого города.

В данном случае, взор художника привлек обыкновенная швея. Работа под названием «Золотошвейка» Василия Тропинина является типичной представительницей портретного жанра. На работе отлично видны, все мельчайшие нюансы и детали, которые прорисованы художником очень качественно и тщательно.

Труд золотошвеек, требовавший точного и аккуратного исполнения, был очень нелегок. Тропининым запечатлено мгновение, когда мастерица отвлеклась от своего рукоделия и обернулась к зрителю. Ее обаятельный образ изящно дополняют красный шейный платок с орнаментальной каймой по краю и небольшие сережки. Подвитые у висков пряди и костяной гребень в опрятной прическе свидетельствуют о внимании героини к модным тенденциям.

Интересовавшийся жизнью людей разных сословий, в том числе крестьян и ремесленников, Тропинин внимателен к каждому предмету, составляющему рабочий инвентарь швеи. Живописец тщательно выписывает шпулечную дощечку, пяльцы, стальные ножницы, удлиненную деревянную катушку-витейку, на которую намотана нить, виртуозно воспроизводит золотые переливы и рельеф вышивки.

Произведение гармонично по цветовой гамме, богато живописными нюансами, с большим мастерством показаны светотональные градации. Мягкий золотистый свет окутывает фигуру работницы, освещая ее миловидное, приветливое лицо, обнаженную по плечо правую руку и укрепленную в пяльцах белоснежную ткань. Ее Тропинин располагает таким образом, чтобы зритель мог полюбоваться затейливым цветочно-лиственным узором. Индивидуальность модели В.А. Тропинин сочетает со стремлением к определенной типизации, что позволяет отнести произведение к жанровому портрету.

В настоящее время известны два авторских варианта «Золотошвейки». Первая работа была написана художником в 1825 г., и в настоящее время хранится в Национальной галерее Республики Коми. Полотно из собрания Третьяковской галереи является вариантом-повторением этой картины.

Настолько мастерски выполнена работа, что видны не только все детали одежды девушки, но даже каждый завиток на ее рабочем столе. Благодаря этому, просто невообразимо реалистичный вид принимает красный платок, который наброшен на плечи девушки, вместе с золотым орнаментом, который вышивает девушка. Мастер делает акцент, на все рабочие детали и стол девушки.

Вместе с такой качественной и удивительно тщательной детализацией, Тропинин не оставляет без внимания и прорисовку женского облика. Заметно, что художник тяготеет к очень сочным и ярким цветовым решениям, активно играет с палитрой цветов, света, и тени, благодаря чему получается буквально оживить не только образ девушки, но и полностью всю картину.

Видно, что в качестве модели выступает типичная девушка, которая не готова к портретным выступлениям, но благодаря мастерской кисти художника, никто не поверит, что перед ней самая настоящая модель, которая всей позой говорит о том, что она работает швеей.

На самом деле, благодаря этому и был, достигнут реализм во всех подобных работах Тропинина. Картина поражает своей искренностью и девственной красотой, которая особенно подчеркнута глубиной глаз девушки, которая находится на своем рабочем месте.