Анализ картины Василия Тропинина Дама за прошивками - Василий Тропинин
Анализ картины Василия Тропинина Дама за прошивками

Анализ картины Василия Тропинина Дама за прошивками

Тропинин родился и вырос в Новгородской губернии. Образование получил в обычной народной школе. Еще в раннем детстве у него проявились художественные способности. Однако граф Морков посчитал нужным отправить Василия Тропинина обучаться кондитерскому делу. Но гений везде сумеет пробиться и развить свой талант.

Так получилось и с Тропининым – он поступил вольным слушателем в Академию Художеств в Санкт-Петербурге. На одной из выставок, которые проводила Академия художеств, его работу заметила императрица Елизавета Алексеевна. Вследствие этого, граф решил забрать Василия из Академии и отослал подальше от Санкт-Петербурга и Академии в другое свое имение. Здесь его отправили для выполнения разнообразной черновой у, но Василий не унывал.

Василий Тропинин написал картину «За прошивками» в 1830 году. Он запечатлел милую девушку, которая на мгновение отвлеклась от работы и посмотрела на человека, вошедшего в комнату. Этот портрет художник создал в трех вариантах, которые в наше время хранятся в коллекциях музеев Новгорода, Ханты-Мансийска и Владимира. На представленном портрете «вышивальщица» одета в платье, которое отличается от наряда на остальных вариантах.

Когда в 1830 году Тропинин представил «За прошивками» публике, зрители и критики отметили ювелирную точность, с которой художник изобразил предметы, необходимые швее для работы. Внутри портрета они образовывали самостоятельный натюрморт.

Техника Тропинина к этому времени достигла совершенства, и художнику удалось передать реалистичное ощущение каждой детали: блеск платья, слегка растрепавшиеся нитки на красном платке, мерцание булавок и наперстков. Эффекта эмалевой поверхности картины Тропинин добился с помощью плотной фактуры красочного слоя и лессировки — особой техники нанесения полупрозрачных красок на основной цвет, которой художники пользуются для создания многогранных переливчатых оттенков.
Картина «За прошивками» принесла 54-летнему Василию Тропинину большую популярность и славу мастера женских образов. Но путь художника к известности был долгим и тернистым.

Тропинин родился в семье крепостных крестьян графа Антона Миниха в Новгородской губернии, но позже перешел во владение к графу Ираклию Моркову, который увез юношу в Санкт-Петербург. Тропинин с детства увлекался рисованием и, обучаясь в столице кондитерскому делу, вольнослушателем посещал Императорскую Академию художеств. Позже Морков отправил Тропинина в свое имение на Украину, где художник служил кондитером и лакеем, а в свободное время продолжал занятия живописью: расписывал местный храм, копировал картины известных мастеров и создавал оригинальные работы, в основном посвященные образам крестьян Малороссии. Вольную художник получил лишь в 47 лет и отправился в Санкт-Петербург, где принял участие в конкурсе, по итогам которого Императорская Академия художеств пожаловала ему звание «назначенного в академики».
Картины «Кружевница» (1823), «Золотошвейки» (1825) и «За прошивками» (1830) привлекли к творчеству Тропинина внимание широкой публики, и постепенно у художника начали появляться именитые заказчики.

Благодаря своему упорству и труду, в 1824 году ему удается получить заслуженное звание академика-портретиста. Непосредственно успех ему принесли его работы, на которых он изображал молодых девушек за работой. Картина «За прошивками» была третьей из данной серии, которая принесла художнику высокий социальный статус. На полотне мы видим изображенную молодую женщину, которая держит в руках кружева. Ее лицо покрыто румянцем, одета она небогато, но со вкусом, по одежде можно сказать, что это городская жительница. Это уже не крепостная служанка, а столичная мещанка.

Работы Тропинина оказали большое влияние на дальнейшее творчество многих русских живописцев. Сегодня работы кисти Василия Тропинина хранятся во многих музеях и картинных галереях Российской Федерации.