Картина Василия Сурикова Пир Валтасара - Василий Суриков
Картина Василия Сурикова Пир Валтасара

Картина Василия Сурикова Пир Валтасара

Василий Суриков родился в 1848 году в Красноярске в семье потомственных донских казаков, которые пришли вместе с Ермаком еще в XVI веке при покорении Сибири. Талант к живописи проявился у него довольно рано, но из-за ранней смерти отца средств на достойное образование у семьи не было. Лишь случай помог Сурикову когда енисейский губернатор Замятин увидел его рисунки, нашел мецената И. П. Кузнецова, который оплатил его обучение в академии, и в возрасте 21 года Василий Суриков становится студентом в Санкт-Петербурге.

Богат и могуч Вавилонский царь Валтасар. Окруженный рабынями, верными слугами, жрецами и стражей, — царь чувствует себя повелителем мира. Он ест и пьет из священных сосудов Иерусалимского храма.А

Все рушится в один момент… На стене появляется огненная надпись, расшифровать которую смог лишь иудейский пророк Даниил.

Взоры всех присутствующих прикованы к загадочной надписи, предвещающей крах и гибель царя. Наполнены ужасом глаза рабов, вельмож, самого царя. Тщетно обращаются жрецы к статуям вавилонских богов. Идолы молчат. Разлилось вино из опрокинутого кувшина, кроваво-красное пятно на ковре — еще одно дурное предзнаменование. Атмосферу ужаса довершает молния, разрывающая черное небо над городом.

На фоне общей паники, монументально и величественно выглядит фигура пророка. Указывая на надпись, он бесстрашно сообщает царю о грозном предупреждении.

Доминирующие цвета картины — красный и золотой. Жалким и ненужным выглядит в этот момент богатство Валтасара. Красная, дорогая одежда царя, вельмож, приближенных, придает картине дополнительный драматизм.

Источником света в картине автор сделал саму таинственную надпись.

Несмотря на то, что работа осталась незавершенной, в ней ясно видно уверенную манеру автора, талантливую композицию, раскрывающую идею картины — неотвратимость божьего наказания.

Его монументальные полотна, благодаря которым Суриков снискал себе славу и известность, выполнены с глубоким композиционным, цветовым и пластическим подходом. Большинство картин – «Утро стрелецкой казни», «Переход Суворова через Альпы», «Покорение Сибири Ермаком» – наполнены большим количеством различных персонажей, каждый из которых проработан со своим характером, моментом эмоций, с тщательным подбором цветовых решений. И хотя многие его современники часто критиковали Сурикова за такую «мешанину» лиц и тел, сравнивали его картины с «парчовым ковром», это стало отличительной особенностью полотен, его особой энергией и ценным историческим и художественным достоянием российской культуры.

Картина «Пир Валтасара» Василия Сурикова также выполнена в излюбленной манере художника – кульминации значимого события истории. Валтасар, унаследовав после смерти отца правление Вавилоном, устраивает грандиозный пир, на котором в вине и пороке утопает огромное количество гостей, слуг, наложниц, жрецов и рабов. Когда приглашенным не стало хватать посуды, Валтасар распорядился принести золотые ритуальные кубки, награбленные еще при разрушении Иерусалимского храма.

Но лишь новый повелитель мира прикоснулся к кубку, небо задрожало от грозных раскатов грома, молния осветила бесчинствующую толпу, а на стене появилась светящаяся зашифрованная надпись. Предчувствуя беду, Валтасар ищет того, кто мог бы прочитать роковое послание, и к нему приводят пророка Даниила. На картине запечатлен момент, когда Даниил переводит царю таинственную надпись, которая предрекает скорую гибель осквернителю святынь, указывая на горящие знаки, а вокруг обезумевшего от страха Валтасара в ужасе и панике корчатся многочисленные … гости и слуги.

Богатые яркие дорогие одежды, украшенные драгоценностями, золотая посуда, светильники, мебель – сколь жалкими они выглядят под огнем божественного гнева. Красные плащи, красные ковры, разлитое красное вино на переднем плане картины – все это видится предвестником скорого кровопролития, ведь празднующему царю было не до охраны города, к стенам которого подобрались персидские войска. Вавилонские жрецы еще простирают к языческим идолам руки и мольбы о защите, но исход грандиозного и трагического пиршества совершенно ясен – осквернителям не избежать небесной кары.