Картина Рембрандта Пир Валтасара - Рембрандт Харменс ван Рейн
Картина Рембрандта Пир Валтасара

Картина Рембрандта Пир Валтасара

Картина «Пир Валтасара» была написана Рембрандтом между 1633 и 1634 годами. На данный момент полотно храниться в Национальной галерее Лондона. Картина написана в эпоху барокко и относится к ярчайшим произведениям Рембрандта, связанным с историческим наследием человечества.

Сюжет картины достаточно прост. Перед зрителем предстает во всей красе легенда о последнем царе Вавилона – Валтасаре. Валтасар был жестоким завоевателем, ему и его предкам удалось подчинить своей воле множество народов и стран. Никто не мог противостоять силе Вавилона, никто, кроме персов, чьи войска в это время возглавил весьма умелый воитель по имени Кир.

Живописец работал над созданием полотна в промежутке между 1633 и 1634 годами. На написание картины его вдохновила ветхозаветная история о всемогущественном правителе Вавилона, Валтасаре. За годы правления он присоединил к своему царству силой обширные территории. Многомиллионное население стонало под гнетом его власти. Однако любому могуществу приходит конец. Вавилон был завоеван храбрыми и неустрашимыми персами под предводительством царя Кира.

Когда стало понятно, что дни правления Валтасара сочтены, придворные умоляли его покинуть город и спасаться бегством. Однако царь отказался признать поражение, и чтобы доказать свою смелость, приказал устроить во дворце грандиозное пиршество. В самый разгар веселья незримая рука начертала рядом с троном Валтасара загадочную надпись на иврите. Присутствующий на пиру пророк Даниил перевел ее. Это было предсказание конца власти Валтасара, что и сбылось в ту же ночь. Именно тот самый момент и перенес на свое полотно Рембрандт.

Картина Рембрандта Пир Валтасара притягивает взгляд своей необъяснимой загадочностью. Пышность и великолепие царского пира и откровенный ужас на лицах гостей, столкнувшихся с проявлением высших сил. Персонажи театрально замерли в испуге. У кого-то во взгляде больше читается любопытство. Женщина, разливавшая вино, пораженная появлением надписи, льет мимо кубка драгоценную жидкость. Валтасар, предчувствуя неминуемую гибель, пытается оградиться от нее рукой, но божьей кары еще никому не доводилось избежать. «Пир Валтасара» кисти Рембрандта является жемчужиной коллекции Лондонской Национальной галереи и сейчас доступен для просмотра каждому посетителю, поскольку представлен в ее постоянной экспозиции.

Персидская армия освободила покоренные народы и те восстали против Вавилона. Советники Валтасара советовали ему убежать из столицы и укрыться в одном из убежищ, но гордый и упрямый царь не согласился и в момент, когда его город осаждали враги, устроил большой пир, на который пригласил всех знатных горожан и вельмож.

В разгар пира, когда вино лилось рекой, а от кушаний буквально ломились столы, на стене пиршественной залы появилась странная надпись – «Мене, текен, упарсин», означавшая следующее: «Царствие твое измерено, взвешенно и отдано персам». Момент появления этой надписи и был запечатлен Рембрандтом.

В центре картины сам царь Валтасар, оторвавшийся от богатого стола, чтобы взглянуть на стену позади себя, на которой в ярком солнечном свете рука невидимого человека чертит приговор его царству и ему самому. Одеяния царя роскошны, отовсюду свисают золотые цепи и украшения, на голове, укутанной в восточный тюрбан, сверкает инкрустированная драгоценными каменьями, корона.

Валтасара окружают испуганные придворные, на лицах женщины и мужчины, хорошо видимых зрителю, явственно читается непонимание и ужас. Женщина, повернутая к зрителю спиной, настолько испуганна, что вино, которое она должна была вылить в кубок, льется прямо на пол.

Общий облик картины достаточно мрачный, но вместе с тем в ней присутствует некая надежда на светлое будущее, которое обещает Бог.