Анализ картины Пауло Веронезе Пир в доме Левия - Паоло Веронезе
Анализ картины Пауло Веронезе Пир в доме Левия

Анализ картины Пауло Веронезе Пир в доме Левия

Мастер пышных масштабных полотен, Веронезе (1528-1588) украсил своими работами многие светские и религиозные здания Венеции. «Пир в доме Левия» был написан для трапезной доминиканского монастыря Святых Джованни и Паоло. Исследователи предполагают, что изначально картина создавалась на другой сюжет. Высказываются различные точки зрения, на какой именно: «Тайная вечеря», так как на месте произведения раньше находилась «Тайная вечеря» Тициана, погибшая в пожаре, «Пир в доме Симеона» или некий другой пир.

По окончании работы Веронезе был вызван на допрос священной инквизиции за чрезмерно вольную интерпретацию евангельской сцены, неуместных героев и лишние детали, не отвечавшие строгой политике католической церкви, связанной с контрреформацией. После него мастеру предоставили три месяца, чтобы переписать полотно, но вместо этого он лишь переименовал его в «Пир в доме Левия», не столь сакральную евангельскую сцену.

Веронезе известен своими многолюдными картинами, изображающими библейские пиры и трапезы. Данная композиция представляет собой квинтэссенцию его поисков в этом направлении. Вписанная в классическую архитектурную декорацию в виде триумфальной арки, навеянную классическими работами популярных в то время Андреа Палладио и Якопо Сансовино, она словно открывает зрителю театральное действие, разыгранное на фоне нарисованного задника. Богатая палитра ярких красок «описывает» разношерстную толпу персонажей, среди которых — турки, чернокожие, стражники, аристократы, шуты и собаки. В центре холста — фигура Христа, данная в отличие от остальных на фоне неба, она своей нежно-розовой туникой выделяется среди участников застолья. От художника не ускользает ни одна деталь! Иуду он не только поместил по другую сторону стола от Учителя, но и заставил отвернуться. Его внимание отвлекает слуга-негритенок, указывающий на собаку, которая наблюдает за кошкой, играющей под столом с косточкой.

Паоло Веронезе свою работу «Пир в доме Левия» преподнес монастырю, а уже через несколько месяцев после этого предстал перед судом за искажение библейского сюжета.

Анализ работы выявил множество недопустимых несовпадений, которые Инквизиция не просто критиковала, а подписывала смертельный приговор создателю.

Особое негодование вызвал образ шута с попугаем. В нем увидели символ разврата, который не вписывался в моральные устои церкви. Изначально живописец отображал «Тайную вечерю», но после разбирательств сюжет пришлось переименовать как «Пир в доме Левия».

Мастер пытался доказать, что недостающие детали он восполнял наиболее эстетичными для живописи элементами. Название работы художник поменял спокойно, для него как для живописца и эстета важнее было сохранение гармонию в изображении.

«Пир в доме Левия» является истинным библейским сюжетом. Левий в своем доме собрал матерей и грешников, разгульных людей и устроил пир. Все недоумевали, как это так можно есть и пить рядом с грешниками, тогда Иисус приравнял всех.

В этот сюжет идеально вписался и шут с попугаем, так непонятный в «Тайной вечере». Картина вписана в арку, что является классическим приемом для декорации библейских сцен. Складывается ощущение присутствия в театре, как будто перед созерцателем раскрываются театральные подмостки. Все персонажи яркие и абсолютно разные. Основной фигурой является Иисус, который и объединяет все действие.

Присутствует на полотне и предатель – Иуда. Он располагается по другую сторону от учителя, он отвернут, это положение персонажа неслучайно. Таким образом, живописец показывает истинные намерения Иуды по отношению к Иисусу.

Работа поражает количеством персонажей, четкие и мелкие мазки создают эффект фотографии и придает четкость элементам работы.