Купель баптистерия в итальянской Сиене украшена бронзовыми рельефами нескольких маститых мастеров художественного дела XV века. Работа флорентинца Донателло выделяется среди них особым характером построения перспективы и создания рельефности.
«Пир Ирода» создавался в течение пяти лет и был завершен к 1427 г. Изображает бронзовая картина библейский сюжет о царе Ироде и танцующей Саломее. Женщина согласилась исполнить танец перед царем, если тот принесет ей голову Иоанна Крестителя. Сцена труда Донателло реализует написанное в святом писании.
Изображение разделено на три удаленных друг от друга плана. Выстроенная перспективой картина рассказывает зрителям историю. Самый дальний план показывает только что пришедшего воина с отрубленной головой Предтечи; он показывает трофей встретившимся ему в кирпичном коридоре молодым солдатам, те находятся в смятении от увиденного.
Средний, более приближенный к зрителю план представляет взору нейтральную сцену: мирно играющий музыкант и двое приглашенных на пиршество. И, наконец, главный – передний план заполнен наибольшим числом персонажей и наиболее эмоционально окрашен. Оруженосец присел и протягивает тарелку с головой Крестителя Ироду, тот в ужасе взмахивает руками.
Находящиеся рядом дети спешат скрыться от чудовищного зрелища. Один из сидящих за столом укоряет царя за дикий приказ, другой – в страхе закрывает лицо рукой. Саломея же и рядом стоящие удивительно спокойны и всего лишь заинтересованы. Танцовщица пластична и грациозна в отличие от остальных фигур, поэтому сразу узнаваема.
Объемнее всего исполнены герои передней сцены, перспектива читается благодаря равномерно уменьшающимся квадратам плитки на полу картины. У рельефа Донателло пространство мастерски плавно разворачивается, также поражает тончайшая градация объемов фигур.
Книга счетов строительной комиссии Сиенского собора от 8 октября 1427 года.
Донателло, развивая идеи Филиппо Брунеллески, создал так называемый живописный тип рельефа, создавая впечатление пространственной глубины с помощью линейной перспективы, тщательного разграничения планов и постепенного понижения рельефности. В своем знаменитом бронзовом позолоченном «Пиршестве Ирода», украшающем купель баптистерия в Сиене, скульптор сочетал горельеф с техникой rilievo schiacciato («сплющенного рельефа») фона.
Находящиеся на первом плане фигуры и объекты не только даны объемно, но и зрительно воспринимаются как находящиеся перед плоскостью рельефа, в реальном пространстве, в то время как фон решен как «сплющенный рельеф», с пространственными планами, переданными средствами перспективы.
В составлении сложной перспективной композиции Донателло пытался дать единую точку схода линий, линии пола воспроизводят иллюзию уходящей вглубь горизонтальной плоскости. В отличие от предыдущих поколений ваятелей, да и современников, обращаясь к драматическому библейскому сюжету, Донателло достиг необычайного эмоционального напряжения, сделал всю сцену столь реальной.
Изображенные на переднем плане фигуры проявляют различные эмоции: царь Ирод в ужасе отшатнулся от протягиваемого ему воином блюда с окровавленной головой Иоанна Крестителя, один из сотрапезников обращается к нему со словами укора, другой закрыл лицо рукой, два мальчика в нижнем левом углу также отпрянули от страшного зрелища, всем своим видом выражая охвативший их ужас. В отличие от них, группа фигур справа, с пляшущей Саломеей во главе, осталась спокойной, даже заинтересованной.
В фигурах переднего плана Донателло, прибегает к тонкой градации объемов — от горельефа воина и Саломеи до низкого рельефа сотрапезников Ирода — вероятно, позаимствованной у Гиберти.
На втором плане Донателло изобразил сложную архитектурную кулису в античном стиле, в окнах изображен музыкант и два гостя Ирода, идущие на пиршество, за ними воин несет на блюде отрубленную голову Иоанна, юноши, столкнувшиеся с ним в проходе, не могут отвести взгляд от кровавого зрелища.