Анализ картины Константина Маковского Боярский свадебный пир - Константин Маковский
Анализ картины Константина Маковского Боярский свадебный пир

Анализ картины Константина Маковского Боярский свадебный пир

Известное полотно Маковского Константина Егоровича «Боярский свадебный пир» принадлежит к целому циклу его полотен, которые объединены историческими сюжетами.

Это яркие, праздничные, сказочные, необыкновенно колоритные произведения, с большим количеством персонажей, картины, передающие традиции, обряды русского народа, воспевающие эти традиции и продлевающие им жизнь.

Необыкновенно правдиво описан каждый герой сюжета. Тонко передана мимика каждого гостя, изумительно точно, разнообразно, богато написана одежда бояр того времени. Картина так разработана, что в ней нет затененных лиц, все они высветлены и каждый, персонаж несет свою смысловую нагрузку.

Конечно, главным героем картины должна быть невеста на своей свадьбе. Но на картине ее не сразу заметишь. Девушка написана почти у самого края полотна. Маковский, будто бы, подчеркивает ее истинное положение в этом обществе.

Поникший взор девушки, покорность во всей позе, безысходность – все это затмевает даже такие изумительно роскошные убранства невесты. И совсем страшно контрастной сморится среди парчового великолепия мертвенно серая рука молодой девушки.

Жених осторожен с красавицей. Он пытается бережно повернуть к себе несмеяну, но, как показывает опыт, такой бережности у богатого боярина хватало ненадолго.

Позади невесты приземистой жабой толчется сваха. Уж ей-то известно, с каким тяжелым сердцем идет под венец красавица – не люб ей жених. Ну, да разве это повод так кручиниться, такой-то брак – счастье для любой девушки.

С весельем и улыбками тянутся к молодой невесте бокалами гости-мужчины. Они и вовсе не собираются вникать в печали-горести новобрачной. Им это чуждо. А вот женщины смотрят на невесту совсем не так однозначно. Вот пышная барыня с явным интересом ждет, что же будет дальше – сможет ли жених поцеловать красавицу.

А яркая молодая женщина в центре стола совсем не благодушно настроена к строптивой невесте. Быть может, она сама мечтала оказаться на ее месте?

Персидские ковры, клетки с удивительными певчими птицами, китайские вазы, из которых торчали перья страусов и павлинов, старинное оружие, самобытные африканские ритуальные маски, подушки из парчи и шкатулки из слоновой кости – всё это описание не музейного собрания, а домашняя обстановка Константина Маковского.

Будучи страстным собирателем редких предметов различных культур и исторических эпох, живописец частенько использовал их для создания нужного интерьера в своих работах. С помощью такого же метода, «живой картины», была создана и эта замечательная работа, воплощающая боярский свадебный пир.

Для правдивого воссоздания антуража автор использовал свою коллекцию старинных вещей, а также объездил немало коллекционеров, и пригласил аристократов в качестве статистов. Выстраивание композиции предварялось музыкальными вечерами, переодеванием, а после Маковский подробно «собирал» своих немых артистов в сцену и разъяснял каждому что они должны изображать. По настоящему новаторский метод того времени!

Данная работа была создана специально для экспонирования в Европе. Маковский искал признания за рубежом, и выбрал сюжет неслучайно – европейцы очень интересовались в то время самобытной русской историей, поэтому работу, так достоверно и красочно описывающую сцену из жизни XVII века, приняли хорошо. Впрочем, успех только усилили раскол между Маковским и многими его друзьями-художниками, в особенности с передвижниками, которые видели, прежде всего, социальную роль искусства и считали, что русскому художнику негоже искать славу у зарубежного зрителя.

В первую очередь, обращает на себя внимание роскошные наряды бояр – богатые кафтаны, расшитые узорами, высокие женские головные уборы, тяжёлые складки мужских одежд. Стены расписаны, на столах кубки, а слуги уже спешат с яствами – всё здесь пропитано русским духом с невероятно самобытной культурой.

Среди всего не сразу замечаешь молодых, ибо их личности не столь масштабны по сравнению с настоящим событием – объединяются два боярских рода. Тост произнесён, и под крики «Горько!» юноша пытается поцеловать девушку, а та стыдливо отводит лицо, смущаясь и робея. Опытная сваха по левую руку молодой как бы подталкивает нерешительную новоиспечённую супругу. Герои по-разному глядят на эту сцену – девушка на выданье смотрит на подругу с завистью, а вот няня выглядит печальной, так как отлично знает тяжёлый быт замужней женщины.

По иронии судьбы, одна из самых русских работ Маковского, поменяв несколько владельцев, сегодня принадлежит музею Вашингтона.