Анализ картины Виктора Васнецова Крещение Князя Владимира -
Анализ картины Виктора Васнецова Крещение Князя Владимира

Анализ картины Виктора Васнецова Крещение Князя Владимира

Картина известного художника В. М. Васнецова запечатлевает один из особенно важных моментов истории древней Руси. Она красочно изображает сцену крещения Руси в 988 году, когда великий князь Владимир провёл массовое крещение русского народа. Сам по себе Васнецов наиболее известен как автор картин на религиозную тематику. Несмотря на религиозный сюжет, эта картина написана совсем не в иконописном стиле, она красочна и эмоциональна. Он мастерски подчёркивает важность события, и хорошо прописал все эмоции на лицах всех участников совершаемого таинства.

Основное действующее лицо этого полотна, князь Владимир, он изображён в самом центре и привлекает внимание роскошной одеждой с золотой сияющей вышивкой. Он возвышается над окружающей его толпой, стоя на расшитом ковре, и простирает руки к небу, прося у Господа благодати и милости для всех. Свет, идущий с небес, в которых видны лики наблюдающих за происходящим ангелов, освещает Владимира, усиливая ощущения атмосферы важности и торжественности события. Рядом стоят служители церкви, облачённые в белое, они держат деревянный крест и икону Божьей Матери, помогая князю в совершении обряда. На нижнем плане изображена людская масса, в которой преобладают бедные крестьяне. Все они собрались, чтобы опуститься в воду для принятия обряда крещения. Эти люди бедны и измученны, их одежда ветхая и рваная, они покорно спускаются к водам реки и заходят в неё, принимая новую веру. Пожилой служитель с достоинством проводит духовный обряд, а на заднем плане можно увидеть сотни пришедших, терпеливо ожидающих своей очереди. На лицах крестьян преобладают эмоции недоверия и страха, но вместе с тем присутствует и надежда на улучшение жизни. Все они ждут Божьей благодати, несмотря на свои страхи и сомнения.

Васнецов Виктор Михайлович, родился в семье рядового священнослужителя, в 1848 году. Учился в местной духовной семинарии, далее в знаменитой Петербургской Академии художеств. Окончив её, уехал за границу и с 1869 года стал выставляться на академических, а позже на передвижных выставках.

Став первым живописцем, и обратившись к былинно-сказочным сюжетам, В. Васнецов сумел оживить их силой Искусства. Так же Творчество Художника получило развитие в жанровых полотна первого периода творчества, его портретах и, конечно же, в религиозной живописи, ознаменовавшей начало новой эры в этой области. Великолепными Работами Мастер положил начало уникальному «васнецовскому» стилю, которому старались и теперь стараются подражать очень многие.

Особое место в ряду Творений Мастера занимает «Крещение Князя Владимира» (1885-1986 г. г.).

Владимир, став в 978 году князем киевским, принял решение обратить свой народ в христианство. Впоследствии сам князь был крещён в Херсонесе, а по возвращении продолжил крестить население Киева, проводя это с жёсткой непоколебимостью, и сообщив, что если кто из народа не придёт на реку, вне зависимости от положения в социуме, тот станет навсегда ему врагом. И все пришли.

Создавая этот, шедевр художник долгие годы изучал древние рукописи, с целью максимальной передачи характера и личности князя. Такой подход позволил В. Васнецову добиться соблюдения чёткого историзма, именно в этом принципиальное отличие работы от классической иконописи. Чётко прорисованные глаза сосредоточенны, и выражают осознание принятия столь судьбоносное для всей страны решение, а остроконечная борода и распущенные волосы полноценно отражают, как он выглядел в жизни.

На посвященном знаковому событию Полотне Гений изобразил множество людей: священников, княжескую знать, воинов и других.

В. Васнецов сумел максимально полно прорисовать каждого изображённого на картине человека, что позволяет увидеть отношение конкретного сословия к данному событию. Священники размеренно совершают обряд Крещения, княжеская рать следит за происходящим с любопытством, а знать выражает смиренность к свершившемуся историческому событию.

Виктор Васнецов часто воплощал в своих картинах религиозные повествования. Данная фреска изображает особо важный момент в истории Древнерусского государства — Крещение Руси, произошедшее в 988 году. Князь Владимир был излюбленной фигурой художника, три работы показывают нам сюжет с этим государем. Центральное место фрески занято фигурой князя Владимира Святославовича, которая не наполнена иконописными чертами, несмотря на религиозный сюжет. Фреска поражает своей красочностью и эмоциональностью, подчеркивая значимость происходящего.

Золотая сияющая вышивка на роскошной, праздничной одежде князя сразу бросается в глаза. Сам Владимир стоит на возвышении, под ними лежит нарядный расшитый ковер, и, простирая руки к облакам, просит у Бога быть к русскому народу более милостивым. Лик князя является олицетворением сосредоточенности, серьезности и торжественности. Черты его вполне конкретны и индивидуализированы.

Совершаемое таинство подкрепляется четко прописанными эмоциями на лицах присутствующих. Центральный план контрастирует с теми, кто находится позади этого величия. Задний план изображает людскую массу, преимущественно состоящую из бедных крестьян. Сакральное таинство принятия новой веры одновременно и страшит, и радует людей. Наличие ветхой и рваной одежды указывает на их бедственное положение и страшную истерзанность. Люди испытывают недоверие и страх, но они хотят почувствовать на себе Божью благодать, и поэтому с покорностью идут к водной глади Днепра.

Общая атмосфера радости и значимости происходящего усиливается за счет света, идущего с неба, в котором отображаются лики лицезревших святых. Даже небеса разверзлись, чтобы посмотреть на все действо. Попы в белых одеяниях с деревянным крестом и иконой Пресвятой Девы помогают совершать обряд. Позади стоящий хор занят чтением молитвы, маленький мальчик, стоящий по правую руку от князя, держит свечу. Даже дети и те изображены с серьезностью на лицах.