Аполлинарий Васнецов – младший брат Виктора Васнецова, мастер исторической живописи, искусствовед. Систематического художественного образования он не получил – в семье не было денег, чтобы обучить двоих художников.
Потому сначала брал частные уроки у сосланного в Вятку, его родное село, польского живописца Андриолли, затем переехал в Питер и учился у брата и многих других художников, каждый из которых дал ему что-то свое.
“Двор удельного князя” – одна из больших его работ, потребовавшая от него приложения всех сил и активации всех его талантов. Картина изображает период приблизительно 12 века, когда Русь состояла из множества отдельных княжеств, в каждом из которых главой был свой князь.
На ней княжеское подворье, высокий терем, изображенный с большим знанием русской архитектуры тех веков, купола храма вдалеке, раскрытые ворота.
На подворье можно рассмотреть несколько отдельных сцен, слабо связанных друг с другом. Главная, к которой сразу оказывается приковано внимание зрителя – князь, восседающий на вынесенном из терема кресле. Ноги его покоятся на медвежьей шкуре – это и символ власти, и граница, разделяющая князя и землю, рядом стоит мальчик с хлебом на подносе, за спинкой кресла толпятся приближенные и стража.
Перед ним же – крестьяне из деревни, принадлежащей князю. Они принесли дань – мясо, мед, колосья, выращенные на княжеской земле. Женщины, мужчины, они немного нервничают.
На крыльце терема дети князя – богатая одежда, любопытные лица. Мальчик висит на перилах, девочка расслабленно опирается на них.
В стороне разбирают дань – не те символические дары, которые принесли к трону князя, а то, что привезли на телеге.
В воротах виден силуэт всадника – гонец, принесший весть, и кто знает, дурную или добрую.
Картина дышит духом старины, пронизана знанием прошлых веков.