А. Иванов написал эту картину в 18 лет, будучи студентом Императорской академии художеств. За нее молодому художнику была вручена малая золотая медаль, что являлось высокой оценкой умений обучающегося.
Картина написана в стиле академизма, предполагавшего виртуозное владение техникой живописи, но Иванов уже тогда показал себя незаурядным художником. Работа изображает нравственные страдания героев и удивляет глубокой психологической трактовкой.
Сюжетом произведения стал эпизод «Илиады» Гомера, повествующий о старце Приаме, тайно явившемся к Ахиллесу, чтобы попросить его вернуть тело своего погибшего сына Гектора для погребения. Гектор убил в бою друга Ахиллеса Патрокла. Узнав об этом, сильно разгневался Ахиллес, вызвал Гектора на поединок и поразил его. Привязав тело мертвого защитника Трои к колеснице, Ахиллес несколько дней возил его вокруг городских стен. Прознав про это, боги разгневались на героя и повелели ему отдать тело Гектора отцу. Приама же боги отправили в лагерь Ахиллеса, пообещав безопасность.
На картине изображен момент, когда царь Приам, с помощью Гермеса оставшийся незамеченным, пробрался в палатку Ахиллеса. Благородный старец опустился на колени перед убийцей сына и умоляет его отдать тело Гектора для погребения. На лице его скорбь и отчаяние. Ахиллес только что оторвался от своих печальных дум об умершем друге. С жалостью смотрит он на Приама, ведь тот напомнил герою его отца. И в то же время не утихла еще в его сердце боль от утраты товарища. Урна с его прахом стоит справа от Ахиллеса на каменном возвышении. Эта внутренняя нравственная борьба отражается на лице Ахиллеса, и в конце концов, сострадание возобладает, он отдаст тело Гектора несчастному отцу.
Слева от Приама, чуть поодаль, стоят растерянные соратники Ахиллеса Алким и Автомедонт. На заднем плане, в проеме двери видна колесница Приама с дарами.
В картине обозначено незримое присутствие богов: на переднем плане виден лежащий на полу кадуцей — жезл Гермеса, а позади урны с прахом стоит мраморный бюст Зевса со своим атрибутом орлом.
А. Иванову в своем произведении удалось показать эмоциональную борьбу на лицах героев и оживить классический сюжет «Илиады».
Александр Иванов был невероятно талантливым студентом Императорской академии художеств. Уже в 18 лет он обнаружил редкое мастерство и дарование, когда написал картину на классический античный сюжет из «Илиады». Произведение было награждено золотой медалью – для студента это являлось высочайшей оценкой.
Иванов был последователем академического стиля, который требовал от художника виртуозного мастерства и владения техникой. На холсте он изобразил тяжелый нравственный выбор героев и их моральные страдания, поразив преподавателей и зрителей глубиной психологической трактовки сюжета.
Для картины мастер выбрал миф о старике Приаме, который посмел тайно пробраться в шатер к Ахиллесу и попросить его отдать тело своего убитого сына Гектора. Убитый горем отец хотел похоронить своего сына, но его лишили даже этого утешения.
История началась с того, что Гектор сошелся в поединке с Патроклом – лучшим другом Аполлона – и убил его. Полубог разгневался, когда узнал это, поэтому решил отомстить за друга и убил Гектора, а тело привязал к колеснице и несколько дней возил возле городской стены. Боги рассердились на Ахиллеса и привели к нему Приама, повелев герою отдать растерзанное тело.
На холсте изображен драматичный момент: безутешный отец пробрался в шатер полубога, упал перед убийцей на колени и стал умолять вернуть ему то, что осталось от сына. Он – воплощение отчаяния и скорби. Ахиллес, погруженный в свои печальные думы об умершем друге, смотрит на незваного гостя с жалостью. Но его сердце полно скорби по ушедшему другу, а прах Патрокла в урне, стоящей рядом, еще не остыл. Ахиллес должен выбрать между жаждой мщения и состраданием – эта нелегкая нравственная борьба отражается на его лице. В итоге сочувствие побеждает злобу и воин отдает тело своего врага отцу.
На заднем плане изображены товарищи полубога Алким и Автомедонт, а в дверном проеме видна нагруженная колесница – это дары, которые Приам привез в обмен на останки своего отпрыска.
За встречей двух врагов наблюдают боги, но их присутствие незримо: Гермес изображен в виде жезла кадуцея, а позади урны с прахом возвышается мраморный бюст Зевса с его символом — орлом.
Без сомнения, молодому художнику была известна вся гомеровская поэма и он, неслучайно, выбрал именно этот стих. Иванов всегда стремился к психологической выразительности образов, поэтому момент мольбы и раскаяния троянского царя Приама подходили больше всего. Иванов создал картину в соответствии с академическими правилами классицизма, но выбрал наиболее эмоциональный момент. За это он был удостоен малой золотой медали Общества поощрения художников.
Царь Приам, намеревается вымолить у Ахилла тело своего погибшего сына. За этим он и направился во вражеский лагерь под покровом ночи. Троянский царь предлагает щедрый выкуп за тело Гектора, сражённого у стен Трои. Мы видим Приама в момент полного отчаяния и безысходности. Он припал к ногам своего врага и молит о пощаде тела усопшего. Иванов выбрал момент, когда решение ещё не принято, хотя развязка уже известна. Ахилл сидел, погружённый в глубокую скорбь по своему товарищу Патроклу, и будто очнулся от прикосновения руки старого царя.
Своим необычным сюжетом Иванов расширил возможности академической постановки. Выразительность и археологическая точность свойственны художнику, поэтому он избрал сложную постановку. В том же 1824 году, картину представили на выставке. Критики отметили, что автор очень внимательно отнёсся к деталям. У ног Приама оказался кадуцей, жезл Гермеса, символ его незримого присутствия. По легенде, троянскому царю удалось пробраться в лагерь греков только благодаря греческому богу — покровителю торговли. Не стоит упускать из вида предмет, возле которой сидит Ахилл. Это не что иное, как погребальная урна с прахом Патрокла, близкого друга и союзника Ахилла.