Портрет князя и близкого сподвижника императора Павла Первого, российского вице-канцлера и дипломата Александра Борисовича Куракина написал русский художник Владимир Боровиковский в 1801-1802 годах.
Он считается одной из самых ярких работ художника, вершиной в развитии русского парадного портрета.
Князь Куракин был довольно незаурядной личностью. Еще при жизни он даже получил прозвище “бриллиантовый князь” за пристрастие к драгоценностям и роскоши. Князь вообще был довольно тщеславным человеком и неоднократно заказывал свои портреты у разных художников, как русских, так и иностранных.
На этой картине князь Куракин предстает перед в ярком облачении и стоит в горделивой позе, во весь рост. Одежда его золотистого цвета, на ней сияют орденские ленты. Грудь покрыта высшими орденами и драгоценными камнями. Даже пряжки на туфлях блестят словно бриллианты.
Черты лица его выглядят расслабленными, флегматичными, напыщенными и холеными, взгляд – снисходительно-насмешливый, тем не менее, отнюдь не глупый.
Обстановка вокруг князя тоже выглядит шикарно. На кресле рядом с ним лежит черная мантия с белым крестом, принадлежащая Мальтийскому ордену (Павел Первый был избран великим магистром Мальтийского ордена в 1798-ом году). Справа от князя виден мраморный бюст императора Павла Первого, а на заднем плане открывается прекрасный вид на Михайловский замок, его резиденцию.
Стол на который опирается князь Куракин, завален бумагами и письмами, государственная печать на столе дает понять что перед зрителем – важный и занятой человек. Все эти детали подчеркивают величественную личность вельможи.
Много лет портрет князя Александра Куракина хранился в Орловской губернии, в имении Преображенское, принадлежавшем князю Алексею Куракину – родному брату бриллиантового князя.
Много лет спустя, после того как произошла октябрьская революция и усадьба была национализирована новой советской властью, портрет князя был отправлен в Национальный музейный фонд, но уже несколько лет спустя его перевезли в Государственную Третьяковскую галерею, где полотно хранится до сих пор.
Портрет князя Александра Борисовича Куракина — Боровиковский. Холст, масло. 259 x 175 см.
Владимир Лукич Боровиковский – известный и признанный мастер портретов при императорских дворах Екатерины Великой и Павла I. Манера письма у него легкая, воздушная, в приятных гаммах. Вся русская знать того времени, высокопоставленные лица и их семьи желали запечатлеться для потомков именно у Боровиковского.
«Портрет князя А. Б. Куракина», написанный в 1801 году, это классика того времени, образец для подражания, шедевр портретной живописи. И не только благодаря внушительным размерам полотна, но, главным образом, по мастерству исполнения.
Государственный деятель Куракин Александр Борисович изображен в парадном постановочном портрете, распространенном в 18 веке.
Лицо князя Куракина выдает в нем большого любителя роскоши и наслаждений, снисходительный взгляд — знающего себе цену богатого аристократа. Боровиковский представил князя во всем своем блеске, в прямом и переносном смысле. При дворе его даже называли «наш бриллиантовый князь».
И эти слова были небеспочвенны. Грамотный и удачливый дипломат, видный деятель, вице-канцлер, обер-шталмейстер, сенатор, человек, заслуживший и оцененный монархами. Соответственно и блестящие награды за службу, которые и на груди то не уместишь, богатый камзол, расшитый золотом, дорогие ленты, даже башмаки, украшенные камнями, весь его образ создает ощущение роскоши и великолепия. Все, что автор изобразил на полотне за Куракиным, тоже имеет свой смысл.
Рядом на кресле небрежно сброшена накидка, с нашитыми золотыми регалиями ордена мальтийских рыцарей, за окном виден Михайловский дворец.
Справа на столе, покрытом бархатом, подчеркивая значимость Куракина как государственного мужа, автор изображает бумаги, перо и чернильницу. Над этим возвышается бюст из белого мрамора императора Павла I.
Тематика, посвященная Павлу I, на картине тоже неспроста. Дело в том, что в детстве Куракин и великий князь Павел Петрович воспитывались вместе, под наблюдением и наставничеством дяди Куракина – Панина Никиты Ивановича. И, конечно, детские привязанности переросли во вполне дружеские отношения.
Естественным образом Боровиковский смог вписать императора в полотно: и любимую резиденцию Павла I — Михайловский дворец, и мантию, так как Павел был Великим магистром ордена мальтийцев, и бюст, размером почти с самого Куракина.
Глядя на полотно, становится понятна задумка художника – показать состоятельного, влиятельного при дворе, знатного, высокопоставленного дворянина. Для этого и используется весь окружающий князя антураж, детали дворцового интерьера. Ведь такой известный государственный человек просто не может выглядеть где-либо еще более величественно, чем в стенах дворца.
ладимир Боровиковский виртуозный портретист украинского происхождения, всю жизнь писал высшее общество России. Признание пришло к нему относительно поздно, но за свою короткую карьеру живописца он успел получить звание академика.
«Портрет князя А. Куракина» – это вершина творчества художника. Именно на этом полотне Боровиковский смог очень точно передать пафос, свойственный русской знати эпохи Просвещения. На огромном полотне, размером 260х175 автор изобразил Александра Куракина, вице-канцлера, члена Государственного совета и приближенного Павла I.
Первое что бросается в глаза, глядя на портрет — обстановка, изображённая на картине. Ни у кого даже не возникнет вопроса, то что данный портрет постановочный. Но на чём стоит заострить своё внимание — детали, которыми так исключительно наполнил полотно Боровиковский. Портретируемый застыл в официально-претенциозной позе. Он опирается на стол, который завален бумагами и письмами, свидетельствующие о том, что перед нами стоит фигура высокопоставленная.
Неслучайно Куракин застыл рядом с бюстом Павла I, а за его спиной открывается прекрасный вид на Михайловкий дворец. Эти детали напоминают, что Куракин приближенный императора, с которым они вместе воспитывались. Однако все эти подробности не отвлекают наше внимание от лица модели, которое художник сделал центром композиции. Ничто не представляет такой интерес, как лицо человека, который получил все о чём может мечтать простой смертный: почётное положение в обществе и звание вельможи, любящего роскошь. Это лицо, холеное и одутловатое, очень тонко характеризует знатную особу.
На первый взгляд, кажется, что композиционное решение картины ничем не отличается от других портретов того времени. Нужно обратить внимание на виртуозную живописную техника Боровиковского. Насколько точно художник изображает изнеженную особу в богатом камзоле, усыпанного ордена и наградами перед государством.