Картина Рембрандта Харменса ван Рейна Синдики - Рембрандт Харменс ван Рейн
Картина Рембрандта Харменса ван Рейна Синдики

Картина Рембрандта Харменса ван Рейна Синдики

Последний шедевр голландского гениального живописца – групповой портрет «Синдики». Рембрандт выполнял заказ для организации при гильдии суконщиков в Амстердаме. Каждый год избирались новые участники в состав совета, в обязанность которых входил контроль за качеством тканей, изготовленных в городе и подбор лучших образцов ткани. Художник писал синдиков 1662 года избрания.

По традиции суконщиков изображали в количестве пятерых членов совета, сидящих за столом и одного слуги, стоящего за важными чиновниками. Рембрандт добавил в композицию немного динамики: один из участников собрания привстает со стула, давая понять, что заседание завершилось.

Синдики – это собрание суконщиков амстердамской гильдии. В их обязанности входила проверка качества производимых тканей, а также инспекция окрашивания. Члены собирались на один год и в почётное собрание входили представители всех религиозных конфессий. Текстильные цеха находились в отдельном доме, где был центральный зал собраний и именно для него суконщики заказали большой портрет у Рембрандта.

Заказчики предупредили: они должны быть изображены в традиционном стиле. Все члены должны сидеть за столом, а около него должен быть изображён слуга, стоящий в профиль. Не говоря уже о портретном сходстве каждого из участников.

Но даже в таких жёстких условиях Рембрандт сумел мастерски выразить себя, учтя все требования суконщиков. Сохранились множество рисунков-эскизов, которые демонстрируют кропотливый поиск живописца.

Рембрандт (как и просили) изобразил всех участников за столом, но стол при этом развернул, свесив с его края роскошное тёмно-красное сукно. Композицию автор решил геометрично – все участники сидят по кругу двумя треугольниками. Каждый из членов гильдии изображён очень точно и чётко, но при этом зритель здесь не найдёт намеренного позирования и нарочитой искусственности. Нам кажется, что суконщики увлечены каким-то занятием, и именно зритель вдруг заставляет их повернуться. Очень необычное решение композиции для времён Рембрандта.

Все лица отлично узнаваемы и фамилии всех сохранила история. Кроме того, на полотне присутствует важные символы – туго набитый кошель, большая бухгалтерская книга.

В зале суконщиков работа Рембрандта провисела более 100 лет, чтобы потом переехать в ратушу, и, наконец, в музей Амстердама.

Дополнительно создается впечатление, будто этот почтенный господин спешит по неотложным делам особой важности и некогда ему заниматься такой бессмысленной тратой драгоценного времени, как позирование для картины.

На столе, застланном красной скатертью из ткани высочайшего качества и изысканнейшего вкуса, лежит, вероятнее всего, книга бухгалтерского учета, а может, книга с образцами атласа и шелка; справа сидящий чиновник придерживает рукой заполненный деньгами кошель.

Помимо этих символов, олицетворяющих ремесло амстердамской гильдии, интерьер украшает еле заметная картина с рисунком маяка как знак того, что синдики воплощают в себе светоч и путеводитель учреждения.

Художник показал нам свое умение создать на полотне эмоциональное и мысленное единство, виртуозную игру тени и света.

Рембрандт учел все пожелания заказчиков при написании картины, внося собственные художественные и композиционные изменения, не входящие в противоречие с их взглядом на групповой портрет. В результате готовое полотно провисело в зале заседаний больше века, затем было перенесено в здание городского управления, и теперь красуется в государственном музее Амстердама.