Анализ картины Рембрандта Отречение Петра - Рембрандт Харменс ван Рейн
Анализ картины Рембрандта Отречение Петра

Анализ картины Рембрандта Отречение Петра

Мрачная картина в коричневых тонах, слабо освящаемая пламенем свечи, демонстрирует один из известных религиозных сюжетов. «Отречение Петра» значится в Евангелиях четырех апостолов. Новозаветный эпизод всегда описывается одинаково.

На тайной вечере из уст Иисуса звучит предсказание о скором предательстве всех его учеников. Петр будет отрекаться от любимого учителя трижды. Не верил верный до сих пор апостол в сказанное Христом, но сказанному суждено было сбыться. И, схваченный ночью солдатами, Петр отрицает знакомство с Иисусом, чтобы не быть схваченным ими.

Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Отречение апостола Петра». Размер картины 154 x 169 см, холст, масло. Человек стоит перед выбором. Человек, который не справляется и всё-таки призван идти своим путём, исполнять своё задание. Человек – в разладе с самим собой, в противоречии, современник Рембрандта; творческая диалектика художника вновь и вновь ставит его перед жизненными испытаниями, критически и с участием. Картина Рембрандта явно следует тексту апостола Луки, только там находится то примечательное, образно преобразованное рембрандтовской психологией предложение: «Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра…».

«Как мощный блок, охваченный широкими плоскостями шерстяного плаща, возвышается грузная фигура Петра. Твёрдо и тяжело обрамляет плащ сильное широкое лицо апостола с открытым лбом, прямым благородным носом, окладистой бородой и большими добрыми глазами. Как предназначенная для вечности статуя вырастает его фигура среди толпы грубых и жестоких людей: служанки и охранников… Стражник передней группы, написанный даже для того времени с необычайной объёмностью, грозит разрушить всю композицию. Острее, чем в выражении лица Петра, ощущается в этой неуравновешенности композиции стремление Петра остаться верным.

Грубые и пошлые фигуры этой группы, образующие жанровую картину, тяжестью своих тел и заурядностью существования подавляют апостола, не понимая его достоинства и величия. Неотёсанный воин, сидя на краю колодца, положил свой короткий меч на его край, нахлобучил свой красивый, прекрасно написанный шлем на колено и готовится отпить крепкий глоток из фляги. Служанка же, чувствуя себя уверенно в окружении её вооружённых приятелей, светит апостолу нахально в лицо, неуклюже положив руку со свечей на его плечо, а другой, как рефлектором, направляет свет на благородный лик. Она уже произнесла слова: «И этот был с ним». Пьющий отстраняет флягу, его взгляд мрачнеет, охрана за ним прислушивается, готовясь схватить подозрительного.

Чудовищно напряжённый момент! Пётр отрекается от своего учителя. Его взгляд так невинен, что никто не сомневается в нём, но он сам не выдерживает. Он пытается уйти, уклониться. Движение обеих рук выдаёт его… Пётр даже не краснеет или, вернее, Рембрандт, странным тусклым красным светом, заполняющим всю картину, делает так, что этого никто не замечает, даже смотрящий на картину зритель» (Рихард Гаманн).

Рембрандт гениально воплотил на холсте эпизод Страстей Христовых. Изображенное на картине сюжетно делится на два плана. Позади угадываются очертания Спасителя, смотрящего в сторону зрителя и Петра. Он повернут к нам спиной, где видны связанные руки. Рядом – арестовавший его военный.

Передний план повествует о моменте предательства ученика. Взгляд его испуганный. Положением тела он выказывает желание устраниться от неожиданной облавы. Бесцеремонная служанка, чувствуя себя уверенной под защитой расположившихся за ней двух солдат, дерзко облокачивается левой рукой о плечо подозреваемого, другой рукой освещая его лицо свечой.

Одухотворенный лик пойманного верующего красив и полон достоинства: прямой нос, умные глаза, благородная седина бороды. Его светлые одеяния намекают на принадлежность к добрым силам.

Петр впоследствии раскается в совершенном отречении и заслужит прощение. Солдаты же больше погружены во тьму. Один из них сидит, сложив доспехи, и с подозрением взирает на встреченного мужчину.

Картина написана в 1660 году в традициях господствовавшего барокко. Мастерски сопоставив свет и тень, Рембрандт передал зрителям целостный многофигурный библейский сюжет.