Картина Джорджоне Гроза (Буря) - Мировые шедевры
Картина Джорджоне Гроза (Буря)

Картина Джорджоне Гроза (Буря)

Сложно представить себе загадочнее картину у Джорджоне, чем «Буря» («Гроза»). И дело даже не касается исполнительских тонкостей — учёные так до сих не пришли к единому мнению о сюжетной линии произведения.

Что же мы видим на картине великого художника, принадлежащего эпохе Высокого Возрождения? Перед нами традиционный идиллический пейзаж — река, над которой возвышается высокий мост, много зелени и деревьев, руины здания. Погода неспокойна. Растрёпанные кроны деревьев указывают нам на разбушевавшейся ветер, а небо на дальнем плане пронзила яркая, короткая молния.

Герои картины вызывают много вопросов, так как очень сложно проследить взаимосвязь между ними. С правой стороны полотна размещена почти нагая женщина. Она кормит грудью младенца в довольно вычурной позе. С левой стороны мы замечаем мужчину. То ли это солдат, то ли пастух, высказывались мнения, что это холостяк или даже цыган. Он не обращает внимания на женщину.

Несмотря на интригующих героев, пейзаж доминирует над персонажами – природа здесь на первом месте. Джорджоне удалось уловить тончайшую атмосферу природы перед грозой, когда обостряются краски, и дневной свет имеет особенный характер.

За свою длинную историю полотно несколько раз меняло название. В 1530 году, когда Джорджоне уже как 20 лет не было в живых, венецианский писатель и патриций Марк Микьель упоминал картину как «Пейзаж на холсте с грозой, цыганкой и солдатом». Долгое время произведение было известно как «Семья Джорджоне».

Нет никаких конкретных подсказок сюжета, оттого такое большое количество трактовок. Кто-то видит в картине изображение одной из сцен «Фиваиды» Стация, другие утверждают, что это греческий миф про Париса, который был отдан на воспитание пастуху, или мифы про Афродиту и Адониса, или Рождение Аполлона. Иные приписывают работе почти мистический символизм: будто на картине изображены зашифрованные оккультные образы. Ещё одна группа критиков видит в работе метафизический символизм (например, нагая девушка — символ чистоты, кормление грудью — символ плодородия). Всего на сегодняшний день насчитывается около 20 трактовок.

В 1939 году всё стало ещё запутаннее. Учёные решили сделать рентгенограмму, и на получившимся негативе можно отчётливо увидеть, что вместо мужской фигуры, когда-то на полотне была изображена ещё одна обнажённая женщина. Именно тогда появился самый простой взгляд на творение Джорджоне — у картины нет программного сюжета, а изображает она просто пейзаж, дополненный людьми. С тех пор картину называют «Буря», а русскоязычная литература именует работу Джорджоне «Грозой».

Много зелени, речка, над речкой растянулся мост. На холмах стоят дома и кое где из земли торчат обломки старых стен. Небо темное, грозовое, округа освещена разрядом молнии.

На холме под кустом сидит странная молодая полуобнаженная женщина, на ее плечах белая накидка, на затылок с головы сползает чепчик. Кроме этого, на ней нет ничего более. Она сидит на светлом покрывале и грудью кормит младенца. Взор ее повернут к зрителю.

Напротив нее, под холмом стоит молодой мужчина, судя по палке в его руке, возможно, он пастух и где-то неподалеку пасет отару. Он смотрит в сторону женщины и улыбается одними губами.

Итак, что мы видим? На переднем плане люди: мужчина пастух и обнаженная женщина, кормящая младенца. Речка, широко разлита в районе моста и тонким ручьем текущая под холмом, на котором сидит женщина. Из белого камня и кирпичей дома и обрывки стен, место похоже на окраину поселка. Но, картина все равно «Гроза».

Что же имел ввиду живописец, что означают образы людей? Картину изучали и искусствоведы и критики и ученые. Сделанная в тысяча девятьсот тридцать девятом году рентгенограмма полотна показала, что на месте мужчины ранее была написана еще одна обнаженная женщина. Она сидела на берегу ручья, опустив в него ноги.

Вторая женщина была абсолютно нагая, как будто бы собиралась окунуться в ручей. Почему же автор все таки решил, что на ее месте должен быть мужчина?

Композиция построена на ожидании бури и грозы. Основные тона картины зеленые, зелено-синие. Яркими пятнами на мягком фоне виднеются каменные постройки, стоят и сидят люди. Тон картины довольно спокойный, приятный для глаз. Однако и по сей день картина остается загадкой для множества умов.

Венецианский художник Джорджоне поразил всех своей Грозой. Конкретного сюжета зритель здесь не увидит. Главным персонажем этой картины выступает гроза. Задний план художник отвел блеску молниевидной стрелы, которая как змея блеснула в воздухе. Тут же справа и слева передний план отображает женскую и мужскую фигуры. Женщина кормит ребенка. На ней почти, что нет одежды. Картина полна многообразия. Живая природа дает о себе знать везде.

В виде:

Пепельно-серебристых стен зданий города.

Вьющейся дороги.

Стройных,

пышных, хрупких деревьев и кустов.

Обломков колонн.

И в этом странном, но правдивом пейзаже есть и место для загадочной обнаженной женской фигуры, у которой нежная, голубоватая накидка. Юноша пастух облачен в оранжево-красную одежду, и мерцающую зеленовато-белую рубаху.

Глядя на эту картину, где бронзово-оливковые деревья, темно-зеленая глубокая вода, тяжелые свинцовые синие тучи, задаешься вопросом о присутствии здесь персонажей. Почему для женщины художник выделил открытое пространство?

Вроде бы как в картине и разнородность элементов, но чувствуется какое-то своеобразие в загадочной целостности. Ударения подаются в картине мягко. Краски сильно не звучат, они приглушены. Краски в преддверии грозы находятся в состоянии предгрозового освещения. Здесь чувствуется полу сумеречный воздух.

Может быть это просто предлог, чтобы изобразить поэтический пейзаж. В чем тогда смысл появления в этом месте двух противоположных фигур. Концепций по поводу тематики этой картины было выдвинуто достаточно много. Но убедительная трактовка содержания картины так ни разу и не прозвучала. Художник, как поэт, хотел отобразить состояние души, когда она сдерживается в своих порывах, пробуждается от своих грез, благодаря отзвукам далекого грома.