Анализ картины Джорджоне Лаура - Мировые шедевры
Анализ картины Джорджоне Лаура

Анализ картины Джорджоне Лаура

Портрет неизвестной темноволосой девушки, Лауры, является единственным точно датируемым произведением Джорджоне. Если мы ничего не знаем о героине, откуда же взялось имя Лаура? Всему виной игра слов, и идею эту мастер византийского Возрождения подсмотрел у Леонардо Да Винчи. За спиной у героини мастер изобразил лавровое дерево, отсюда и имя: «лавр» — Лаура.

Многие исследователи с пристальным вниманием отнеслись к портретируемой, пытаясь выяснить кто эта незнакомка. Высказывались мнения, что на картине изображена знаменитая возлюбленная Петрарки, Лаура де Нов, но известно, что она была блондинкой, а на портрете мы видим милую брюнетку. Также существует мнение, что Лаура — образ собирательный, или Джорджоне написал портрет куртизанки (тем более, что самыми частыми псевдонимами у девушек с подобным родом деятельности были Лауретта и Лаура). В защиту данной гипотезы может служить тот факт, что Джорджоне был известным любителем «любовных утех» (по свидетельству Вазари). И ещё один нюанс: именно куртизанки предпочитали наряды с мехом к телу. На картине мы видим, что героиня облачена именно в такую одежду.

Если сравнить картину с другими работами того времени, то можно отметить, что портрет достаточно скромен по размеру. Композиция картины не отличается особенным новаторством, а вот колористика, напротив, вызывает жгучий интерес.

Многие исследователи любят сравнить стиль письма Джорджоне в этой работе со стилем Леонардо — явное смягчение переходов за счёт полутонов, светотеневые элементы, напоминающие «леонардовское» сфумато и т.д.

На первый взгляд, девушка на картине кажется простоватой: круглое лицо с пухлыми щеками, причёска с ровным пробором, крупноватый нос. Однако упрямый взгляд, слегка поджатые губы и волевой характер героини, который сумел уловить Джорджоне, кардинально меняют отношение к ней.

Свою героиню Джорджоне разместил на чёрном фоне, лишь лавровое дерево вносит какое-то оживление, но тем самым кожа Лауры кажется ещё белее, а образ становится более хрупким. Можно представить себе, что когда-то эта девушка была романтична и наивна, пока жизненные обстоятельства не закалили её характер. Голову девушки покрывает косынка, при этом прозрачная ткань небрежно спадает на весьма открытое декольте Лауры, словно змея обвивая грудь. Особый акцент приходится на меховое пальто — насыщенный красный, винный цвет довершают стройную композицию.

Всё детально рассмотрев и изучив, окончательно убеждаешься – Лаура прекрасна, и только вздыхаешь от восхищения и созерцания этой безупречной красоты…

Этот портрет прекрасной незнакомки был написан очень давно, еще в 16 веке. Если сравнивать его размеры с другими известными полотнами тех времен, то можно заметить, что он был достаточно небольшим. Что длина, что ширина полотна не достигала и полуметра. Рисовался он с помощью масла. А теперь отбросим в сторону техническую сторону рисунка и перейдем непосредственно к содержанию и композиции этого полотна.

Когда мы видим такие светотеневые переходы, то сразу же ассоциируем их со сфумато Леонардо. Это действительно было что-то похожее, ведь у Леонардо мы видим подобную колористику и смягчение полутонов. Вообще, если изучать творчество этих двух великих художников, то без сравнения не обойтись.

Они интересно решали проблему изображения переходов на картине от мягкого к более четкому и жесткому. Именно эту технику мы и можем увидеть на этом полотне. Это своеобразно оживлять картину, вселяет в нее чувство движения, дыхания. Когда смотришь на полотно, то оно кажется настолько реальным, что нет сомнений в присутствии зрителя где-то на самой картине в качестве тайного наблюдателя. С помощью мягких переливов Джордано удалось изобразить всю наполненность и мягкость женского тела.

В этом образе прослеживается некоторая прозаичность, но все равно девушка красива, невзирая на простоту. Она изображена на черном фоне, что максимально контрастирует с ее светлой кожей и оттеняет суровость выражения лица. Голова девушки покрыта косынкой, которая небрежно ниспадает ей на грудь, окутывая стан юной красавицы подобно змее. Ее наряд довольно противоречит цветению и буйству зелени за спиной. На ней красное меховое пальто. Но что может значить одежда, когда мы имеем столь противоречивый образ самого лица? Эти упрямые глаза, целенаправленный взгляд, тонкие поджатые губы… Чем так обижена девушка, или быть может, закалена судьбой?