Джорджоне ди Кастельфранко – один из выдающихся итальянских талантов эпохи Высокго Возрождения и один из лучших учеников венецианской школы живописи. Родился в 1476 году, в маленьком городке близ Венеции.
Будучи воспитанником именитого Джованни Беллини, юное дарование вобрало в себя всё богатство и глубину его горячего колорита, превзойдя в этом своего наставника. Джорджо был одним из первых итальянских живописцев, кто отводил в своём творчестве особое место для мифологических и религиозных картин.
Главной темой его произведений была, конечно же, любимая и прекрасная Венеция.
Он унаследовал основы Раннего Возрождения, стремясь к гармонии цветовых нюансов, соответствию всех элементов и градации освещения.
Картина «Три философа» является одним из значительных творений художника.
Трое мужчин различного возрастного уровня, изображённые на картине, между собой никак не похожи ни характером, ни темпераментом. Даже внешне они различаются друг с другом. Их объединяет только одно – наслаждение чарующими звуками природы.
Лирический образ, воплощённый в сидящем на камне юноше в белой рубашке и тёмно-зелёном плаще, настолько неповторим, что невозможно не заметить сходство с автором.
Колорит и композиция красок характерны стилю мастера. Три выступа скалы, на которых стоят персонажи, является символом трёх ступеней развития философии.
Две стоящие фигуры мужчин в одеяниях с мощными вертикальными складками, насыщают эмоциями покоя. Тёмная скала, слева, гармонично уравновешивает правую сторону картины, где собрались философы.
Одну из ведущих ролей здесь играет скале и пещера в ней, которая занимает большую часть полотна. Именно к ней устремлён взгляд юноши, который находится к ней ближе всех.
Однако Джорджоне прожил короткую, но насыщенную жизнь, и через год после представления картины «Три философа», заразился чумой и умер.
За год до своей трагической смерти от чумы, Джорджоне написал картину «Три философа», которая стала предметом философско-религиозных размышлений и исканий. Известно, что полотно заказал у автора купец Тадео Контарини. Заканчивал произведение другой художник, ученик Джорджоне венецианец Себастьяно дель Пьомбо. Всю остальную информацию о работе дают подробные исследования и анализ.
Мы видим трёх мужчин разных возрастов — совсем молодой, сидящий на камне; средних лет, который держит руку на поясе и пожилой с небольшим свитком в руке. Существует несколько концептуальных версий, что олицетворяют собой эти три философа:
- три религии — иудаизм, ислам и христианство;
- три стадии человеческой жизни — свежая молодость, энергичная зрелость и мудрая старость;
- три европейские эпохи — Античность, Средние Века, Возрождение;
- сочетание вышеизложенных концепций.
Самым логичным выглядит интерпретация, когда трёх философов ассоциируют с некой аллегорией преемственности: старый философ, возможно Платон или Аристотель, как представители древнегреческой культуры, передают свои знания юноше, олицетворяющему молодое итальянское Возрождение, но делают это через арабскую «ступень» цивилизации, которую представляет герой среднего возраста (возможно Ибн Рушда или Авиценна).
Нельзя не сказать про окружающий пейзаж картины, ведь он всегда очень важен в полотнах Джорджоне. На дальнем плане угадываются очертания деревни, ещё дальше — гора, исполненная в неожиданном синем цвете. Ближний план также богат. Здесь можно заметить скалистые уступы под ногами у философов, голые стволы деревьев, особенное солнечное освещение. Всё действие разворачивается на фоне чёрной пещеры, хранящей неизвестность. Известно, что Платон связывал человеческое сознание именно с тёмной пещерой. Словно пленники пещеры, люди считают, что постигают мир посредством органов чувств, при этом суть вещей им не открывается.
Мастерское использование колористики делает картину ещё выразительней и композиционно выверенной. Глазами мы словно двигаемся по «маршруту», который задал нам Джорджоне ещё 500 лет назад: от ярких красных, золотых, белых одежд героев к загадочной темноте пещеры и вглубь картины, где интригующе синеет гора.
Теологи давних времён трактовали картину, как библейский сюжет — трое волхвов пришли к пещере, где родился Христос. Сегодняшний более «светский» образ мыслей вкупе с тщательными исследованиями картины делают эту теорию несостоятельной.