Анализ картины Джорджоне Автопортрет - Мировые шедевры
Анализ картины Джорджоне Автопортрет

Анализ картины Джорджоне Автопортрет

Эта работа относится к позднему творчеству известного венецианского художника. Существует мнение, что первоначально она изображала сцену библейского противостояния Давида и Голиафа, но позднее нижняя часть картины с воином-исполином была вырезана.

Джорджоне – прогрессивный художник своего времени. Он переосмыслил понятие портрета и внес свое слово в этот жанр. Перед нами изображен мужчина с красивыми чертами лица и большими спокойными глазами. Они выражают самоуверенность и завораживают зрителя особой

осмысленностью. Создается впечатление, что мужчине известна какая-то тайна зрителя – настолько интригующе он вглядывается в человека перед собой. Густые льющиеся на плечи волосы глубокого каштанового цвета показывают силу и молодость своего обладателя.

Необычна и поза изображенного мужчины. Чаще всего портретисты XVI века рисовали людей в профиль. Здесь же мы видим мужчину вполоборота. Его шея вытянута, а подбородок приподнят вверх в сторону зрителя. Такое расположение тела и головы не выражает определенного высокомерия, характерного для многих портретов того времени, а говорит о естественности и непринужденности мужчины. Складывается впечатление, что героя картины застали врасплох и зарисовали неожиданно пойманный момент.

Вся работа написана в сдержанных приглушенных тонах. Но темный фон картины не ослабляет образ человека. На мужчину сверху падает свет. Благодаря этому зритель имеет прекрасную возможность рассмотреть в подробностях все черты лица героя. А словно случайное поблескивание украшений на его одежде задают динамику и некоторую интимность картины.

«Автопортрет» показывает зрителю, каким Джорджоне видел самого себя. Он хотел передать свои уверенность, пылкость, силу и в то же время интерес к тайнам человеческой души.

Автопортрет Джорджоне, картина написана художником в достаточно зрелом возрасте. Размер портрета 52 x 43 см, холст, масло. Точная дата создания портрета неизвестна. Вероятно, автопортрет в облике Давида; возможно, картина венецианского художника первоначально изображала Давида и Голиафа, но в дальнейшем нижняя ее часть с головой Голиафа была отрезана. Джорджоне (итал. Giorgione, настоящее имя Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, Giorgio Barbarelli da Castelfranco; около 1478, Кастельфранко, – 1510, Венеция), итальянский художник, первый по времени в плеяде ведущих мастеров венецианской живописи чинквеченто 16 века.

Родился в маленьком городке в Венето (область на материке, входящая в Венецианскую республику), поэтому его именовали также «Дзордзо («Джорджо» на местном диалекте) из Кастельфранко». В целом биография Джорджоне полна лакун и загадок: она строится в основном на легендах, косвенных данных и стилистических параллелях, поскольку подлинных документов о нем сохранилось крайне мало. Но таинственно, в первую очередь, само его творчество. Джорджоне был учеником живописца Джованни Беллини и усвоил себе глубину и блеск его тёплого колорита, даже превзошёл его в этих качествах. Главным местом его деятельности была Венеция. Он писал здесь надпрестольные образа, исполнял многочисленные портретные заказы и, по обычаю того времени, украшал своей живописью сундуки, ларцы и фасады домов.

С достаточной определенностью Джорджоне, прожившему совсем короткую жизнь, приписывается совсем немного, один или два (в зависимости от строгости ученых-атрибуторов) десятка картин, причем все самые характерные и знаменитые из них каждая по отдельности представляют собой волнующую, до сих пор не раскрытую загадку. Дело в том, что Джорджоне гораздо решительнее, чем все его современники (даже такие как Леонардо да Винчи или Рафаэль) перешел от композиций, основанных на четких символических программах, к свободным поэтическим импровизациям, смысл которых прихотливо меняется в зависимости от настроения зрителя. Этот мечтательный лиризм сопряжен у него с замечательным живописным мастерством: тонкая световоздушная дымка, так называемое «сфумато » (которое он ввел в североитальянскую живопись чуть позже Леонардо и, скорее всего, под влиянием последнего) обеспечивает пространственное единство, сочетаясь с предельно точными, знаковыми цветовыми акцентами и плавной композиционной ритмикой, гармонично связывающей фигуры с символическими деталями. В этих деталях нередко находили оккультные смыслы (связанные с алхимией, астрологией и тайными «домасонскими» обществами), – но все же главные секреты носят здесь сугубо эстетическое значение, выражая любовь мастера не столько к шифрам или иносказаниям, сколько к общей атмосфере романтической недосказанности.

Как известно, ни на одной из картин, приписываемых художнику, нет подписи Джорджоне; некоторые из его неоконченных произведений известны только по копиям и гравюрам. Поэтому атрибуция картин художника представляет достаточно сложную проблему, вызывавшую споры среди историков искусства уже в 16 веке. Выставка «Джорджоне и джорджонески», проходившая в Венеции в 1956 году, внесла некоторую ясность в атрибуцию. В настоящее время большинство исследователей творчества Джорджоне и историков искусства высокого Возрождения считает, что кисти Джорджоне принадлежит около 20 картин. Среди работ, приписываемых Джорджоне, особенно замечательны: алтарный образ собора в Кастельфранко (1503-1504); картины «Мадонна с младенцем в пейзаже» (1503, Санкт-Петербург, Эрмитаж), «Мадонна за книгой» (около 1504, Оксфорд, Музей Эшмолеан), «Юдифь» (около 1504, Эрмитаж), «Три философа» (после 1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Спящая Венера» (около 1510, Дрезден, Картинная галерея); «Поклонение пастухов» (1500-е, Вашингтон, Национальная галерея искусств); «Сельский концерт» (1508-1510, Лувр). Знаменитая картина «Гроза» (около 1506, Венеция, Академия), которую теперь считают несомненно принадлежащей кисти Джорджоне, является одной из первых картин в венецианской живописи, где главным предметом изображения стали пейзаж и атмосферные эффекты.

Искусство Джорджоне обогатило венецианскую живопись новым пониманием проблем композиции, цвета и живописной фактуры, а также расширило круг ее сюжетов; оно стало образцом для его самого знаменитого ученика – Тициана. Современники Джорджоне писали о нем как об одном из величайших итальянских художников. Джорджоне ушел из жизни внезапно, совсем молодым, став, скорее всего, жертвой какой-то эпидемии типа чумы. Его авторитет в веках сохранялся достаточно прочно. Джорджоне даже называли «первым подлинно современным художником», считая его ранним предтечей романтизма. В 19 веке славу его упрочил Эдуард Мане, повторив в своем знаменитом «Завтраке на траве» (1863) главные мотивы его «Сельского концерта».