Анализ картины Джорджоне Гроза (Буря) - Работы Итальянских, Французских, Испанских Художников
Анализ картины Джорджоне Гроза (Буря)

Анализ картины Джорджоне Гроза (Буря)

Сложно представить себе загадочнее картину у Джорджоне, чем «Буря» («Гроза»). И дело даже не касается исполнительских тонкостей — учёные так до сих не пришли к единому мнению о сюжетной линии произведения.

Что же мы видим на картине великого художника, принадлежащего эпохе Высокого Возрождения? Перед нами традиционный идиллический пейзаж — река, над которой возвышается высокий мост, много зелени и деревьев, руины здания. Погода неспокойна. Растрёпанные кроны деревьев указывают нам на разбушевавшейся ветер, а небо на дальнем плане пронзила яркая, короткая молния.

Герои картины вызывают много вопросов, так как очень сложно проследить взаимосвязь между ними. С правой стороны полотна размещена почти нагая женщина. Она кормит грудью младенца в довольно вычурной позе. С левой стороны мы замечаем мужчину. То ли это солдат, то ли пастух, высказывались мнения, что это холостяк или даже цыган. Он не обращает внимания на женщину.

Несмотря на интригующих героев, пейзаж доминирует над персонажами – природа здесь на первом месте. Джорджоне удалось уловить тончайшую атмосферу природы перед грозой, когда обостряются краски, и дневной свет имеет особенный характер.

За свою длинную историю полотно несколько раз меняло название. В 1530 году, когда Джорджоне уже как 20 лет не было в живых, венецианский писатель и патриций Марк Микьель упоминал картину как «Пейзаж на холсте с грозой, цыганкой и солдатом». Долгое время произведение было известно как «Семья Джорджоне».

Нет никаких конкретных подсказок сюжета, оттого такое большое количество трактовок. Кто-то видит в картине изображение одной из сцен «Фиваиды» Стация, другие утверждают, что это греческий миф про Париса, который был отдан на воспитание пастуху, или мифы про Афродиту и Адониса, или Рождение Аполлона. Иные приписывают работе почти мистический символизм: будто на картине изображены зашифрованные оккультные образы. Ещё одна группа критиков видит в работе метафизический символизм (например, нагая девушка — символ чистоты, кормление грудью — символ плодородия). Всего на сегодняшний день насчитывается около 20 трактовок.

В 1939 году всё стало ещё запутаннее. Учёные решили сделать рентгенограмму, и на получившимся негативе можно отчётливо увидеть, что вместо мужской фигуры, когда-то на полотне была изображена ещё одна обнажённая женщина. Именно тогда появился самый простой взгляд на творение Джорджоне — у картины нет программного сюжета, а изображает она просто пейзаж, дополненный людьми. С тех пор картину называют «Буря», а русскоязычная литература именует работу Джорджоне «Грозой».

Загадочность этой картины начинается уже с ее названия. По неизвестной причине Джорджоне не дал имени своему творению, поэтому оно также известно как «Буря». Молодой венецианец, проживший чуть больше тридцати лет, написал «Грозу» за два года до смерти – в 1508 году. Прочтению картины искусствоведы уделили немало времени, но к единому мнению так и не пришли. Дело в том, что на месте изображенной на переднем плане мужской фигуры то ли солдата, то ли другого персонажа, под рентгеновскими лучами проступает силуэт обнаженной женщины.

Все же в окончательном варианте Джорджоне изобразил мужчину, взгляд которого привлекла обнаженная женщина. Она присела вблизи небольших кустов покормить грудью ребенка. Ее женская красота кормящей матери ничем не прикрыта, лишь наброшена на плечи небольшая белая накидка из ткани. Задним фоном картины служат развалины строений с колоннами. Их освещает вспышка молнии. Природа затаила дыхание перед наступающей стихией, но женщина не спешит покидать свое ненадежное в условиях бури и дождя пристанище. В ее лице сквозит полное спокойствие и умиротворение, которое дарит радость материнства. В картине нет ярких красок, все тона приглушены. Таким образом, Джорджоне удалось передать сумеречность, которая наступила в связи с надвигающейся грозой. Небо затянуто темно синими облаками. Видно, что в них происходит активное передвижение воздушных масс, они буквально бурлят. Отблеск молнии отразился на деревьях, строениях и людях, осветив их бронзово-золотистым светом. Несмотря на преобладание темных красок, в картине нет зловещности или тревожности. Действительно, сложно догадаться, какой смысл заложен автором в сюжет. Скорее всего, это одна из версий на библейскую тематику, где главное действующее лицо – природа.