Анализ картины Джорджоне Поклонение пастухов - Мировые шедевры
Анализ картины Джорджоне Поклонение пастухов

Анализ картины Джорджоне Поклонение пастухов

Поклонение пастухов — Джорджоне. 1505-1510. Дерево, масло. 90,8 x 110,5

В отличие от многих своих современников, венецианских мастеров, Джорджоне не писал больших многофигурных композиций. В своих произведениях он был немногословен, суть выражал внутренним ассоциативным осмыслением сюжета, часто давая зрителю возможность самому додумать и понять картину.

В «Поклонении пастухов» помимо обязательных фигур Святого семейства и коленопреклоненных пастухов значительное место занимает пейзаж — не просто фон, а активный участник действия. Его уходящая в глубину перспектива на горизонте замыкается голубыми горами, что создает естественное ощущение пространства и воздуха. Особая роль у освещения, которое стало иным: ясная чистота раннего утра, характерная для работ кватроченто, сменилась неярким послеполуденным светом, что придает картине большую цельность и объемность. Темно-коричневый тон пещеры красиво и контрастно подчеркивает цвета одежд Иосифа, Марии и двух пастухов, чьи согнутые спины плавно и ритмично повторены в овальных линиях, очерчивающих вход в пещеру, возле которого расположены герои.

О деятельности художника сохранилось очень мало документов. Не обнаружено ни одной подписной картины Джорджоне, некоторые из его неоконченных произведений известны сегодня только по гравюрам и копиям. Атрибуция работ мастера представляет достаточно сложную проблему, вызывавшую споры среди историков искусства начиная с XVI столетия. Сегодня большинство исследователей склонны считать, что автор «Поклонения волхвов» — именно Джорджоне, хотя в XX веке по этому поводу было много дискуссий.

В отличие от большинства современников своего времени, а речь идет об эпохе венецианских мастеров, Джорджоне не старался и не писал большие композиции с большим количеством фигур на ней. Даже наоборот, в большинстве своих произведений этот художник был немногословным, а суть картин он выражал только через свое собственное, внутреннее ассоциативное осмысление сюжетной картины. Очень часто художник давал зрителям возможно додумывать его творческие художественные произведения самостоятельно, своими силами.

Поэтому в своем произведении под названием Поклонение пастухов художник изобразил не только обязательные фигуры, которые должны были быть там по логике, но и особенный фон. Он дополняет и принимает активное участие в действиях главных героев – семья истинных Святых и склонивших свои колена в знак уважения и преданности пастухов.

Что касается фона, то его перспектива, глубокого уходящая вдаль, замыкается где-то далеко на горизонте. И замыкают его голубые горы. Такое отображение пейзажа и фона за спинами пастухов создает ощущение присутствия атмосферы и воздуха.

Отдельная роль в картине отводится освещению, которое здесь стало каким-то другим, непохожим на освещение в других работах художника. Здесь нет чистоты и ясности, которые являются неотъемлемой частью произведений кватроченто, но зато есть неяркий, едва заметный свет, появляющийся после наступления полудня. Такая особенность освещения дает картине дополнительный объем и цельность. Пещеры, выполненные в темных тонах, создают контраст с одеждами Марии и законного мужа Иосифа, а также с одеждами пастухов, чьи послушные спины технично повторяют очертания входа в находящиеся недалеко от персонажей пещеры.

Все это сделало картину художника и мастера своего дела Джорджоне одной из самых неординарных и интересных среди всех творческих деятелей своего времени.